- СПИСОК ШИНДЛЕРА
-
«СПИСОК ШИНДЛЕРА» (Schindler"s List) США, 1993, 195 мин.
Драма.
Некоторые наши критики обвинили Стивена Спилберга в хитрой расчетливости, в том, что он ювелирно вычислил свой оскаровский триумф — лента «Список Шиндлера» получила семь премий, в том числе за фильм в целом и за режиссуру: таким образом, лично Спилберг как продюсер и режиссер впервые стал обладателем «Оскар», даже двух призов, а до этого только однажды, в 1987 году, удостоился почетной премии имени Эрвинга Тальберга за свою кинокарьеру. А в общем его работы имели 74 номинации (это — второй показатель после 118 выдвижений на «Оскар» картин Уильяма Уайлера). Но в талантливом прогнозировании успеха, в том числе коммерческого («Список Шиндлера» достиг почти стомиллионного рубежа кассовых сборов, войдя в десятку чемпионов сезона), нет ничего предосудительного, если фильм не только посвящен важной трагической теме истребления евреев в годы Второй мировой войны, но и сделан по-настоящему кинематографично, высокохудожественно. Тогда режиссеру предъявляют другие упреки — в «эстетизации насилия», «голливудизации истории», договариваясь даже до того, что его лента, мастерски рисующая ужасы Холокоста, является «подлым и низменным» повторением этой трагедии на экране, тиражируя насилие и жестокость по всему миру. Словно искусству вообще противопоказано изображение скорбных событий истории и темных сторон человеческой натуры. А сам Стивен Спилберг сравнивается с негативно трактуемым образом Оскара Шиндлера, который якобы возжелал купить себе имя новоявленного Христа. Хотя в самом фильме евреи, спасенные Шиндлером, называют его Моисеем и, разумеется, не случайно звучит фраза из Талмуда: «Тот, кто спас одну жизнь, спас жизнь всех».
Иудейская способность к выживанию, протестантский прагматизм существования и типично американский победительный оптимизм не могли не вызвать раздражение у тех, кто ориентируется на навязанные более тысячелетия назад византийские представления о подлинном христианстве, а значит, и об истинном религиозном бытии, где ценятся самопожертвование, бескорыстие и богоугодность в деяниях, а сама постановка вопроса о возможности сделки с дьяволом ради сохранения чужих жизней — тоже «от лукавого». Но вряд ли и православие на самом деле волнует «волхвов от искусства», которые лучше предпочли бы вспомнить о славянском праязычестве и неистребимом российском скоморошестве. Сам тон рассуждений критиков является развязным и богохульным — к какой бы религии и морали они на словах себя не относили. Презрительный упрек, адресованный Спилбергу, который посмел перейти от авантюрных зрелищ к созданию эпических трагедий, в устах наших «искусствоведов в джинсах» превращается в нахальный эпатаж, не скрывающий «большевистскую прямоту» авторов статей о «рулонах геноцида». Несмотря на показную ненависть к «совку», они все родились и выросли с буденовкой на голове, до сих пор не избавились от излюбленной с детства мысли о геройстве во имя высокой цели, ради общей победы, для блага людей. Глубинная неприязнь к «Списку Шиндлера» на самом деле объясняется не одними лишь психологическими, эстетическими, конъюнктурными доводами некоторых критиков. Картина Стивена Спилберга — о ценности каждой жизни, незаменимости отдельного человека, тем более целого народа, о неистребимом стремлении к выживанию в любых условиях, любой ценой: даже благодаря компромиссу со Злом, персонифицированным в облике, например, Амона Гета, коменданта концлагеря. Ловко торгующийся за еврейские души немецкий предприниматель Оскар Шиндлер не может не вызвать ненависти у тех, кто привык понимать героизм как бессмысленное самопожертвование — «грудью на амбразуру», «смертью смерть поправ», «мертвые сраму не имут», «умрем, но не сдадимся» и т. д. Шиндлер — реальный персонаж — стал своего рода мессией, поскольку спас 1100 человек из Освенцима, хотя все равно погибло шесть миллионов евреев. Наша Победа в годы войны обошлась дороже, чем проигравшим немцам, прежде всего, по количеству погибших. И кое-кто всерьез возмущается, что Спилберг не сделал фильм об истреблении десятков миллионов советских людей. А ведь «Список Шиндлера» — рассказ о том, что «побеждает выживший». Как и знаменитый «Е. Т., Инопланетянин» (1982), это философская притча (основанная на документальной книге, к экранизации которой режиссер не решался подступиться начиная с 1983 года) о возможности контакта между чуждыми представителями разных популяций, которые помогают друг другу обрести Мир и Покой, Дом или искомую «землю обетованную».
Финал тоже намеренно плакатен, провоцируя неизбежные сравнения с кондовыми советскими лентами о войне, которые в последних сценах призывали помнить о павших. Хулители Стивена Спилберга не обратили внимание на то, что заключительные эпизоды «Списка Шиндлера» — по сути, «парад победителей». Американский хэппи-энд знаменует торжество человеческой и исторической справедливости. Спасенные и выжившие проходят перед могилой того, кто их вызволил из концлагеря. Уцелевшие дороже погибших, хотя о них надо скорбить. Тысяча с лишним жизней вырвана из лап дьявола. «Трагическая сказка» Спилберга без стеснения жизнеутверждающа. И поэтому она смущает умы своеобразных «мальчиков в буденовках», которые приучены лицезреть на экране истории неоправданного героизма, халатного и преступного отношения к жизни каждого индивида. Советский классовый гуманизм на деле был одним из самых антигуманных, в том числе по отношению к собственному народу. И именно он оказался абстрактным в отличие от западного, обращенного к конкретному человеку. С этой точки зрения, «Список Шиндлера» — одно из редких произведений подлинного соцреализма, того, который имеет Человеческое Лицо.
Сергей Кудрявцев
В ролях: Лайам Нисон (см. НИСОН Лайэм), Бен Кингсли (см. КИНГСЛИ Бен), Рейф Файннз (см. ФАЙНЗ Ральф), Кэролин Гудолл, Джонатан Сэгалл, Эмбет Дейвидц, Малгося Гебель.
Режиссер Стивен Спилберг (см. СПИЛБЕРГ Стивен).
Энциклопедия кино. 2010.