- СПАСИ И СОХРАНИ
-
«СПАСИ И СОХРАНИ», СССР, Троицкий мост/Ленфильм, 1989, цв., 165 мин.
Психологическая драма. По мотивам романа Г. Флобера «Госпожа Бовари».
Эти два слова, начертанные на нательном кресте христианина, как символ веры, как знак защиты, режиссер Александр Сокуров вынес в заголовок фильма. В своей режиссерской практике Сокуров не раз обращается к большой литературе: А. Платонов и Б. Шоу дали жизнь фильмам «Одинокий голос человека» и «Скорбное бесчувствие». И к ним совсем не подходит определение «экранизации». Ибо это всегда прорыв сквозь пространство литературного первоисточника в иную эстетическую сферу.
Обращение к роману о ней — из давних замыслов режиссера. Долго пришлось ждать встречи со «своей» Эммой. Исходным и непременным условием было то, что это не могла быть профессиональная актриса. В Локарно во время кинофестиваля, Сокуров увидел женщину и мгновенно узнал в ней главную героиню своего будущнго фильма. Это была Сесиль Зервудаки — преподаватель Сорбонны, лингвист, к кино до этого имевшая отношение только как зритель.
Удивительное лицо — старомодное и современное, то некрасивое, то прекрасное. По загадочности и переменчивости какое-то космическое существо. Гречанка и итальянка по крови, француженка по воспитанию, человек всеевропейской культуры. На экране соседствуют предметы прошлого и нынешнего веков, временами начинает звучать современная музыка. Так на экране утверждается время вечности.
Главные сокуровские темы, постоянные, сокровенные — смерть, любовь, смысл бытия, вливаясь в историю женской судьбы, приобретают особый драматизм. «Спаси и сохрани» — вот ведущая авторская интонация. Одиночество и смерть здесь неразрывны с эросом, внечувственным, трагическим. Здесь нет места любви, только убивающая холодная страсть, сила не божественная, но дьявольская, не созидающая, но смертоносная. Способность Эммы любить, всепоглощающая жажда любви становятся огромным несчастьем для нее самой, для тех , кто рядом.
Эротика, по убеждению Сокурова, — не физиология, но особое, высокое духовно-телесное чувствование другого. Об этом фильм «Спаси и сохрани», сюжет жизни и смерти женщины без любви. Сцены отравления, агонии, похорон — сюжет в сюжете фильма, венчающий его мощным апокалиптическим финалом. Он проливает особый свет на все предшествующие события, поступки чувствования. Не адюльтер и вина перед обманутым мужем, но прелюбодеяние как нарушение одной из заповедей и прегрешение перед Всевышним.
В ролях: Сесиль Зервудаки, Роберт Вааб, Александр Чередник (см. ЧЕРЕДНИК Александр), Вячеслав Роговой, Юрий Стернин, Дарья Шпаликова.
Режиссер: Александр Сокуров (см. СОКУРОВ Александр Николаевич).
Автор сценария: Юрий Арабов (см. АРАБОВ Юрий Николаевич).
Оператор: Сергей Юриздицкий (см. ЮРИЗДИЦКИЙ Сергей Петрович).
Художник-постановщик: Елена Амшинская (см. АМШИНСКАЯ Елена).
Композитор: Юрий Ханин (см. ХАНИН Юрий).
Звукорежиссер: Владимир Персов (см. ПЕРСОВ Владимир Маркович).
Монтаж: Леда Семенова.
Энциклопедия кино. 2010.