- СМУТА
-
«СМУТА» (Ran) Япония — Франция, 1985, 161 мин.
Исторический фильм, приключенческий фильм.
Акира Куросава не раз уже заявлял, что снимаемый им фильм будет последним — есть такая причуда у классиков и патриархов. Но все болезни и финансовые трудности побеждает любовь к истинному кино у самого режиссера и тех, кто помогает осуществить давние замыслы. После успеха картины «Кагемуся» («Тень воина») на Каннском кинофестивале 1980 года именно французы (прежде всего продюсер Серж Зильберман) выступили инициаторами нового проекта Куросавы. Хотя он и раньше мечтал, по примеру знаменитой ленты «Замок паутины» («Трон в крови»), перенести действие другой шекспировской трагедии (вместо «Макбета» — «Король Лир») в средневековую Японию, когда велись междуусобные войны, а страна была поделена на множество владений, принадлежащих предводителям разных самурайских кланов.
Престарелый военачальник Хидэтора, который провел несколько десятилетий в борьбе за власть над близлежащими крепостями, решает поделить ее между тремя сыновьями — Торой, Дзиро и Сабуро. Но получивший фактически все полномочия старший сын Тора требует от отца полного подчинения своему диктату, а средний сын Дзиро, воспользовавшись ситуацией, устраивает битву, расправляется с Торой и захватывает все три крепости. Проклятый же Хидэторой младший сын Сабуро остается верным отцу и объявляет ответный поход против Дзиро. Смута заканчивается поражением войск Дзиро, но смертью Хидэторы и Сабуро.
Сохраняя, по сути, основной сюжет Уильяма Шекспира, режиссер добивается поразительного национального переосмысления трагедии, и вместе с тем она не утрачивает общечеловеческого звучания. Акира Куросава, мастер эпических и батальных сцен, жестоких и неистовых по темпераменту, осуждающих насилие и гуманных по своему пафосу, с большой силой и вдохновением проявляет себя и в этом фильме, несмотря на преклонный семидесятипятилетний возраст. В своих поздних, уже цветных картинах он поражает и восхищает блистательной работой с цветом, тонко продуманными по колориту композициями, ориентированными на традиции классической японской миниатюры. Цветовая драматургия в «Смуте» строится на столкновении предательски-желтого цвета Торы и его войска, кроваво-красного тона Дзиро и его бежалостных самураев с невинно-голубым оттенком Сабуро и его армии, несущей справедливость (премия «Оскар» за костюмы Эми Ада). В ряде сцен, особенно с Хидэторой и его шутом, Куросава теряет напор и яростность режиссерской манеры, несколько затягивает действие. Но в мощи эпизодов боя, в подспудной энергии драматических и трагических пауз в судьбах героев, в вызывающих озноб дьявольских происках жены Торы, еще одной «леди Макбет» японского средневековья, бесспорно чувствуется подлинно великий художник в пору расцвета своего уникального творчества.
Есть высшая справедливость в том, что неповторимый мастер кино, который встречается с предубеждением и непониманием на родине, получает поддержку и признание далеко за пределами. Это лишний раз подтверждает, что искусство Акиры Куросавы давно уже принадлежит всему миру.
Сергей Кудрявцев
В ролях: Тацуя Накадаи, Акира Гэрао, Дзинпати Недзу, Дайскэ Рью, Миэко Харада.
Режиссер Акира Куроcава (см. КУРОСАВА Акира).
Энциклопедия кино. 2010.