- СВЕТЛЫЙ ПУТЬ
-
«СВЕТЛЫЙ ПУТЬ», СССР, Мосфильм, 1940, ч/б, 101 мин.
Музыкальная комедия.
Фильм Г. Александрова — отклик на организованное государством во второй половине 1930-х годов стахановское движение в СССР. Пьеса В. Ардова с симптоматичным названием «Золушка» обернулась на экране музыкальной героической комедией-сказкой о необыкновенных для трудового человека возможностях в стране Советов, что нашло отражение в новом названии предложенном товарищем Сталиным, — «Светлый путь».
Героиня Любови Орловой проделывает гораздо более блистательный путь, нежели ее предшественница из «Веселых ребят», хотя обе начинают в буквальном смысле от печки. Таня Морозова волшебным образом из домработницы вырастает в известную стахановку, а затем и в инженера текстильной фабрики. И, как в сказке же, получает своего принца в виде артиста Евгения Самойлова, сыгравшего роль инженера Алексея Николаевича Лебедева. Наконец, и самая высокая награда — она избирается депутатом Верховного Совета, едет в Москву.
Собственно комедийной интриги в фильме нет, но есть утопический оптимизм сказки, свойственный почти всем картинам Александрова и органически присущий советскому кино 1930-х годов. Не случайно киноведы именовали такого рода произведения Александрова «жизнеутверждающими комедиями».Сказочность в картине «Светлый путь» не противостоит суровой прозаической действительности. Напротив, кинолента утверждала волшебство, чудесность самой советской реальности.
Кто же тот волшебник, который помогает простым советским домработницам из золушек превращаться в передовых людей страны, стахановок и народных избранниц? В фильме это секретарь парткома Мария Сергеевна (артистка Е. Тяпкина), сыгравшая главную роль в росте и формировании Тани. Но и сама Таня Морозова борется с пережитками прошлого в себе. Главным образом, с неграмотностью, отчужденностью от жизни больших производственных коллективов. Тема внутренней борьбы героини отражается в контрапункте музыкальных мотивов неуверенности и убежденности в победе над собой. Из борьбы мотивов рождается знаменитый «Марш энтузиастов» Дунаевского и д"Актиля.
Так закрепляется грандиозность роста простого человека вместе со всей страной. Оттачивается и сталинский монументальный стиль, названный в кино — Большим. Его ярким представителем был Григорий Александров. Финал «Светлого пути» целиком выполнен в эстетике Большого стиля. Центральный образ здесь — ВДНХ: монумент «Рабочий и колхозница» скульптора Мухиной, красавцы-павильоны. А в эпизод полета на автомобиле оператор Б. Горбачев одним из первых использовал прием комбинированной съемки «блуждающая маска».
В ролях: Любовь Орлова (см. ОРЛОВА Любовь Петровна), Евгений Самойлов (см. САМОЙЛОВ Евгений Валерьянович), Елена Тяпкина (см. ТЯПКИНА Елена Алексеевна), Владимир Володин (см. ВОЛОДИН Владимир Сергеевич), Осип Абдулов (см. АБДУЛОВ Осип Наумович), Николай Коновалов (см. КОНОВАЛОВ Николай Леонидович), Анастасия Зуева (см. ЗУЕВА Анастасия Платоновна), Рина Зеленая (см. ЗЕЛЕНАЯ Рина Васильевна), Павел Оленев (см. ОЛЕНЕВ Павел Алексеевич), Вера Алтайская (см. АЛТАЙСКАЯ Вера Владимировна), Ф. Селезнев, В. Житкова, Н. Федосюк, Александра Терехина (см. ТЕРЕХИНА Александра).
Режиссер: Григорий Александров (см. АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич).
Автор сценария: Виктор Ардов (см. АРДОВ Виктор Ефимович).
Операторы: Борис Петров (см. ПЕТРОВ Борис Александрович), Борис Горбачев (см. ГОРБАЧЕВ Борис Константинович).
Художник-постановщик: Борис Кноблок.
Композитор: Исаак Дунаевский (см. ДУНАЕВСКИЙ Исаак Осипович).
Текст песен: А. д"Актиль, Михаил Вольпин (см. ВОЛЬПИН Михаил Давыдович).
Звукорежиссеры: Валерий Попов (см. ПОПОВ Валерий (звукорежиссер)), Николай Тимарцев (см. ТИМАРЦЕВ Николай).
Энциклопедия кино. 2010.