- САД ЖЕЛАНИЙ
-
«САД ЖЕЛАНИЙ», СССР, Мосфильм, 1987, цв., 98 мин.
Лирическая драма.
Картину «Сад желаний» отличает тонкость интонации, неуловимость гнетущего впечатления, возникающего вопреки красочности и благостности деревенской жизни трех юных сестер перед войной. Авторы фильма будто намеренно запутывают, окутывают течение фильма тайной или полуправдой — отец героини, по всей вероятности, был расстрелян, куда-то исчезла ее мать, видимо, из лагерей сбежал Павел, сын старика-отшельника Иннокентия, который, был предан своим братом Николаем. И тем не менее над этими пугающими подробностями, врывающимися в светлый мир девичьих грез, главенствует ощущение счастья, радости бытия...
Видели ли вообще автор сценария Сергей Лазуткин и режиссер Али Хамраев фильм «Случайная встреча» Игоря Савченко (см. САВЧЕНКО Игорь Андреевич)? Однако «Сад желаний» мгновенно напоминает эту ленту 30-х годов — и по тонкости интонации, и по неуловимости гнетущего впечатления, возникающего вопреки красочности и благостности деревенской жизни трех юных сестер перед войной. Разумеется, с исторической дистанции теперь известно многое о тех вовсе не идиллических, а более того — безжалостных временах. Но авторы (а Хамраев, между прочим, является сыном уничтоженного сталинским режимом известного узбекского партийного работника) будто намеренно все запутывают, окутывают тайной или полуправдой — отец словно тургеневской барышни Аси, по всей вероятности, был расстрелян, куда-то исчезла и ее мать, видимо, из лагерей сбежал Павел, сын старика-отшельника Иннокентия, который, как по Библии, был предан своим братом Николаем. И тем не менее на фоне этих пугающих подробностей, врывающихся в светлый мир девичьих грез и нарушающих его гармонию, непостижимо главенствует ощущение счастья, радости бытия, некоего «золотого века» социалистической империи. Любопытно, что подобным «ветром внутренней свободы» охвачены многие картины 60-х годов — от прозрачной по стилистике «До свидания, мальчики!» (см. ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ), тоже посвященной предвоенной эпохе, до своеобразного «гимна во имя карантина», фильма «Долгие проводы» (см. ДОЛГИЕ ПРОВОДЫ) Киры Муратовой, который знаменует будто просветление смертельно больного перед уходом в мир иной. Должно бы напрашиваться сравнение и с современной версией ситуации счастливого неведения перед надвигающейся грозой — с «Утомленными солнцем» (см. УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ) Никиты Михалкова. Но не вступая в долгую дискуссию, надо заметить лишь то, что подлинно неведающими и в хорошем смысле блаженными остаются в его ленте только два персонажа — в исполнении малолетней Нади Михалковой (кстати, и на самом деле не знавшей сюжета!) и Владимира Ильина. А вот в мало кем замеченной и принятой (несмотря на престижное участие в конкурсе Венецианского фестиваля) картине «Сад желаний» как раз присутствует незримый дух по-платоновски зябкого позднего времени из рассказа «Река Потудань» — и даже неизбежный драматический финал фильма (война, которая обрывает прекрасную вопреки всему юность) кажется излишне традиционным.
В ролях: Марианна Велижева, Ирина Шустаева, Ольга Зархина, Галина Макарова (см. МАКАРОВА Галина Климентьевна), Михаил Брылкин (см. БРЫЛКИН Михаил), Игорь Донской, Александр Феклистов (см. ФЕКЛИСТОВ Александр Васильевич), Юрий Павлов (см. ПАВЛОВ Юрий), Хикмат Гулямов, Марианна Высочина, Сергей Карленков (см. КАРЛЕНКОВ Сергей), Лев Прыгунов (см. ПРЫГУНОВ Лев Георгиевич).
Режиссер: Али Хамраев (см. ХАМРАЕВ Али Иргашалиевич).
Автор сценария: Сергей Лазуткин.
Оператор: Владимир Климов (см. КЛИМОВ Владимир Михайлович).
Художники-постановщики: Парвиз Теймуров, Виктор Зенков (см. ЗЕНКОВ Виктор Константинович).
Используемая музыка: И.-С. Бах.
Звукорежиссер: Лилия Тереховская (см. ТЕРЕХОВСКАЯ Лилия Алексеевна).
Энциклопедия кино. 2010.