- РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (1972)
-
РУСЛАН И ЛЮДМИЛА, СССР, Мосфильм, 1972, цв., 149 мин. Сказка. По мотивам поэмы-сказки А.С.Пушкина.
Этот фильм одного из двух ведущих сказочников советского кино (вторым был Александр Роу) стал последним в творческой биографии Александра Птушко и самым кассовым (почти по 35 млн зрителей на серию). Он превзошел почти на десяток миллионов результаты его других русских киносказок — «Садко» и «Сказка о царе Салтане» (к сожалению, почему-то не удалось выяснить показатели такого масштабного отечественного «исторического боевика», как «Илья Муромец»). Кстати, именно с этой лентой 1956 года лучше всего сопоставлять экранизацию пушкинской поэмы, а отнюдь не с кинематографической версией его же «Сказки о царе Салтане». Сказочно-поэтическая эстетика, как и романтическая история заглавных героев все-таки отступает на второй план. Для Птушко важнее именно постановочный размах этого патриотического киноспектакля не только о торжестве любви, но прежде всего об освобождении от посягательств иноземцев. Сознательно упрощая замысел фильма, все же можно сравнить закономерный зрительский успех «Руслана и Людмилы», например, с популярностью незадолго до этого выпущенной военной эпопеи «Освобождение» Юрия Озерова. Как раз эта сказочная способность киностудии «Мосфильм» сравнительно дешево (за счет привлечения огромной армейской массовки и подготовки всех декорационных макетов и моделей разных чудовищ практически вручную) достигать впечатляющих даже Голливуд зрелищных эффектов была моментально утрачена после смерти Александра Птушко в 1973 году. Заметим, что и Александр Роу, работавший на студии имени М. Горького, скончался в том же году. И если военные и исторические картины еще с грехом пополам продолжали выпускать вплоть до периода развала государственной системы кинематографа, то мощно постановочные сказки выпали из репертуара главной студии страны. И уже, например, в 1977 году ленту «Мама» при участии «Мосфильма» делала румынка Элизабет Бостан. А свою «Сказку странствий» мосфильмовец Александр Митта, еще пытавшийся соревноваться с далеко ушедшим вперед суперзрелищным кино США, был вынужден снимать в 1982 году тоже с помощью заграницы — в ЧССР и СРР.
Лидер проката (1973, 10 место) — 34.6 млн. зрителей. Последняя роль Андрея Абрикосова (князь Владимир).
В ролях: Наталья Петрова, Валерий Козинец (см. КОЗИНЕЦ Валерий Евсеевич), Олег Мокшанцев (см. МОКШАНЦЕВ Олег Евгеньевич), Руслан Ахметов (см. АХМЕТОВ Руслан Юсупджанович), Вячеслав Невинный (см. НЕВИННЫЙ Вячеслав Михайлович), Андрей Абрикосов (см. АБРИКОСОВ Андрей Львович), Владимир Федоров (см. ФЕДОРОВ Владимир Анатольевич), Наталья Хренникова, Мария Капнист (см. КАПНИСТ Мария Ростиславовна), Игорь Ясулович (см. ЯСУЛОВИЧ Игорь Николаевич), Виктор Шульгин (см. ШУЛЬГИН Виктор Сергеевич), Сергей Мартинсон (см. МАРТИНСОН Сергей Александрович), Ээве Киви (см. КИВИ Ээве Йоханнесовна), Николай Кутузов (см. КУТУЗОВ Николай Николаевич), Шавкат Газиев (см. ГАЗИЕВ Шавкат), Н. Николаев, Алексей Крыченков (см. КРЫЧЕНКОВ Алексей Федорович), Олег Хабалов (см. ХАБАЛОВ Олег), Юрий Киреев (см. КИРЕЕВ Юрий), Валерий Носик (см. НОСИК Валерий Бенедиктович).
Режиссер: Александр Птушко (см. ПТУШКО Александр Лукич). Авторы сценария: Александр Птушко (см. ПТУШКО Александр Лукич), Самуил Болотин (см. БОЛОТИН Самуил Борисович). Операторы: Игорь Гелейн (см. ГЕЛЕЙН Игорь Владимирович), Валентин Захаров (см. ЗАХАРОВ Валентин Алексеевич), Тамара Лобова (см. ЛОБОВА Тамара Григорьевна). Художник-постановщик: Евгений Серганов (см. СЕРГАНОВ Евгений Иванович). Композитор: Тихон Хренников (см. ХРЕННИКОВ Тихон Николаевич). Звукорежиссер: Игорь Урванцев (см. УРВАНЦЕВ Игорь Михайлович). Монтаж: Н. Белевцева.
Спец. премия жюри МКФ детских и юношеских фильмов в Салерно-76.
Энциклопедия кино. 2010.