- РОММ Михаил Ильич
-
РОММ Михаил Ильич (24 января 1901, Иркутск — 1 ноября 1971, Москва), российский кинорежиссер, народный артист СССР (1950), лауреат Сталинских премий (1941, 1946, 1948, 1949, 1951); Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966).
В 1925 году Михаил Ромм окончил скульптурное отделение Высшего художественно-технического института. В 1928—1930 годах он работал научным сотрудником по вопросам кино в Институте методов внешкольной работы. В 1930 году он дебютировал в кино как соавтор сценария фильма «Реванш», с 1931 года работал на киностудии «Мосфильм». В 1940—1943 годах был художественным руководителем Государственного Управления по производству фильмов. В 1942—1947 годах — режиссером театра-студии киноактера. С 1938 года Ромм вел преподавательскую деятельность, с 1948 года руководител актерско-режиссерской мастерской ВГИКа, профессор (с 1962), автор книг и статей по вопросам киноискусства.
Кинематографистом Михаил Ромм стал, когда ему уже было около тридцати. Он учился на скульптора, писал литературные произведения, много переводил, особенно с французского. Был Ромм и продовольственным агентом, реквизировал хлеб у крестьян, занимался канцелярской работой, служил на чиновничьей должности в Красной Армии.
Первый его фильм «Пышка» был вынуждено немой (ограничили смету). Но, кажется, сам этот фильм сработал на творческую удачу. Начинающий режиссер, следуя советам своего старшего товарища С. Эйзенштейна (см. ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович), создал выразительный образ «многоголового существа» обывателя, противостоящего человеческой индивидуальности, которой в данном случае оказалась провинциальная проститутка. С этой картины идея массовости, стадности и потери индивидуальности, по словам Ромма, стала главной во многих фильмах мастера. Среди них такие шедевры, как «Мечта», «Обыкновенный фашизм». В «Мечте» предстает образ попранной насекомым существованием человечности, которую зритель получает возможность разглядеть в индивидуальных судьбах обитателей меблированных комнат под громким названием «Мечта». Может быть, наиболее глубоким стал образ хозяйки пансиона (Ф. Раневская (см. РАНЕВСКАЯ Фаина Григорьевна)) — женщины жадной, вздорной и вместе с тем неглупой, несчастной, по-своему человечной, одержимой страстной материнской любовью к сыну-неудачнику.
После кинодилогии о Ленине, созданной по указанию руководства студии в рекордно короткий срок, Ромм добился прочного официального признания. Его режиссерская судьба складывалась внешне вполне удачно. Он никогда не был в простое, даже в эпоху малокартинья. Но после «Убийства на улице Данте», завершившего определенный период его творчества, художник вошел в кризисную полосу глубоких размышлений о своем творческом кредо. Послевоенные картины режиссера («Секретная миссия», 1950, например) свидетельствовали о том, что он круто повернул с выбранной им в начале дороги к кино компромиссному. И вот один из крупнейших кинематографистов своего времени дает себе клятву говорить с экрана только его лично волнующую правду. Он записал: «Если ты убежден, что исследовать человека нужно в исключительные моменты его жизни, пусть трагические, катастрофичные, — бери этот материал, не боясь ничего...»
В «Девяти днях одного года» мастер стал на этот путь и не сходил с него до конца дней. Картина сразу выдвинула Ромма на авансцену современного кинопроцесса. Создавая ее, Михаил Ильич связал себя накрепко с молодежью «оттепельного» кинематографа: сценаристом Д. Храбровицким (см. ХРАБРОВИЦКИЙ Даниил Яковлевич), оператором Г. Лавровым (см. ЛАВРОВ Герман Николаевич), актерами А. Баталовым (см. БАТАЛОВ Алексей Владимирович), И. Смоктуновским (см. СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович), Т. Лавровой (см. ЛАВРОВА Татьяна Евгеньевна) , многими из тех, кто составил ядро театра «Современник». Непринужденность киноповествования, свободная композиция, блистательные диалоги и монологи молодых гениев от науки, сосредоточенность вместе с тем людей на своих проблемах — все привлекало в фильме. Но в картине о ядерщиках самым, может быть, главным оказалась мысль о глобальном катастрофизме 20 века.
В этой неизлечимой болезни нашего столетия режиссер попытался разобраться в двух своих последних лентах, одну из которых («Мир сегодня» , 1968—71) Ромм так и не успел закончить, и ее завершили в 1974 после смерти режиссера Э. Климов (см. КЛИМОВ Элем Германович), Г. Лавров (см. ЛАВРОВ Герман Николаевич), М. Хуциев (см. ХУЦИЕВ Марлен Мартынович) под названием «И все-таки я верю».
«Обыкновенный фашизм» — пожалуй, одно из крупнейших художественных явлений 20 века. Герои картины: человек — толпа — вождь (фюрер). М. И. Ромм обратился к художественному исследованию феномена массового психоза как социально-психологической основы, удерживающей тоталитарные режимы. Поскольку фильм был действительно исследованием, он целиком строился на документальной основе. Но картина была одновременно и размышлением крупного художника о его современности. И эта сторона ленты нашла воплощение не только в монтаже, но и в закадровом комментарии, осуществленном самим Роммом. Пожалуй, голос Ромма, звучащий за кадром, является одной из самых притягательных в художественном отношении сторон картины.
Оставаясь выдающимся художником, М. И. Ромм был в то же время и весьма своеобразным, серьезным педагогом, воспитавшим таких значительных мастеров, как Т. Абуладзе (см. АБУЛАДЗЕ Тенгиз Евгеньевич), А. Тарковского (см. ТАРКОВСКИЙ Андрей Арсеньевич), В. Шукшина (см. ШУКШИН Василий Макарович) и др. Может быть, наиболее характерная черта его педагогики состояла в том, что он не подавлял личности своих ставших впоследствие знаменитыми воспитанников.
1930 РЕВАНШ автор сценария
1931 РЯДОМ С НАМИ (см. РЯДОМ С НАМИ (1931)) автор сценария
1933 КОНВЕЙЕР СМЕРТИ автор сценария
1934 ПЫШКА режиссер, автор сценария
1936 ТРИНАДЦАТЬ режиссер, автор сценария
1937 ЛЕНИН В ОКТЯБРЕ режиссер
1939 ЛЕНИН В 1918 ГОДУ режиссер
1941 МЕЧТА режиссер, автор сценария
1944 ЧЕЛОВЕК N217 (см. ЧЕЛОВЕК НОМЕР ДВЕСТИ СЕМНАДЦАТЬ) режиссер, автор сценария
1947 РУССКИЙ ВОПРОС режиссер, автор сценария
1948 ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ ЛЕНИН режиссер, автор сценария
1950 СЕКРЕТНАЯ МИССИЯ режиссер
1953 АДМИРАЛ УШАКОВ режиссер
1953 КОРАБЛИ ШТУРМУЮТ БАСТИОНЫ режиссер
1956 ДОЛГИЙ ПУТЬ автор сценария
1956 ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК автор сценария
1956 УБИЙСТВО НА УЛИЦЕ ДАНТЕ автор сценария, режиссер
1961 ДЕВЯТЬ ДНЕЙ ОДНОГО ГОДА автор сценария, режиссер
1965 ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ режиссер, автор сценария
Энциклопедия кино. 2010.