- ПЬЕСА ДЛЯ ПАССАЖИРА
-
«ПЬЕСА ДЛЯ ПАССАЖИРА», Россия, Арк-фильм (кинокомпания «Мосфильм»), 1995, цв., 103 мин.
Притча.
Двое встречаются в вагоне скорого поезда. Один (Николай) богатенький бизнесмен вместе с молодой женой едет на юг, к морю. Другой (Олег) служит проводником и, не смотря на это, так и не научился засыпать под стук колес. Зато первый, имея деньги, не может позволить себе ничего, кроме жиденькой кашки — ведь когда-то он отсидел срок по приговору, которуй присудил ему Олег...
«Посадил дед репку... А Репка вышел и посадил деда на перо»... — пересказанный по фене басенный сюжет содержит модель целого жанрового подвида, замешанного на повторной встрече экзекутора и выжившей жертвы. Коллизия закручивается в зависимости от фигуры центра. Если посмотреть глазами «деда» получится роман Джона Макдональда «Палачи» дважды перенесенный на экран под именем «Мыс страха». Если же встать на точку зрения «репки», варианты возможны самые разнообразные: от крупномасштабного «Однажды в Америке» до пятиминутного эпизода в старой гангстерской картине «Враг общества». Ровно пять минут требуется персонажу Джемса Кегни, чтобы нажать курок над виском человека, некогда отправившего его за решетку. Хотя конфликт и разворачивается по-разному, как таковой он возможен только на основе некоей общественной константы. Один исполнил закон, другой от закона пострадал. Смысл их свидания постфактум проясняется лишь в непрерывности подзаконного измерения. Закон один. Он был, есть и будет, а под ним каждый получает мотивы личных рефлексий и право на индивидуальную драму, то есть персональная свобода и персональный выбор заключаются в праве одного нарушить закон, а другого — трактовать его так, а не иначе. В фильме Александра Миндадзе и Вадима Абдрашитова «Пьеса для пассажира» закона больше нет. Время словно перевернуто, обращено своей противоположностью. Бывший судья — формалист, педант и буквоед — выкинут на обочину. Недавний преступник, в прошлом студент-заочник, аккордеонист и умница, вознесен на верхушку официально заблатневшего мира. От кого теперь защищаться и кому мстить?
В ролях: Сергей Маковецкий (см. МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич), Игорь Ливанов (см. ЛИВАНОВ Игорь Евгеньевич), Юрий Беляев (см. БЕЛЯЕВ Юрий Викторович), Ирина Сидорова, Нелли Селезнева, Ерванд Арзуманян (см. АРЗУМАНЯН Ерванд Ашотович), Оксана Мысина (см. МЫСИНА Оксана), Любовь Германова (см. ГЕРМАНОВА Любовь Алексеевна), Александра Дорохина (см. ДОРОХИНА Александра), Наталия Санжарова (см. САНЖАРОВА Наталия), Александр Петрашевич, Геннадий Андрианов, Альберт Каспарянц, Араик Дашян.
Режиссер: Вадим Абдрашитов (см. АБДРАШИТОВ Вадим Юсупович).
Автор сценария: Александр Миндадзе (см. МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич).
Оператор: Юрий Невский (см. НЕВСКИЙ Юрий).
Художники-постановщики: Владимир Ермаков (см. ЕРМАКОВ Владимир (художник)), Александр Толкачев (см. ТОЛКАЧЕВ Александр).
Композитор: Виктор Лебедев (см. ЛЕБЕДЕВ Виктор Михайлович).
Звукорежиссер: Лилия Тереховская (см. ТЕРЕХОВСКАЯ Лилия Алексеевна).
Монтаж: Роза Рогаткина.
Продюсер: Сергей Баев (см. БАЕВ Сергей Львович).
Вторая премия (сценарий «Большая постановка жизни») I Российско-немецкий конкурс на лучший сценарий «Приз Эйзенштейна»; Приз «Серебряный Медведь» МКФ в Берлине-95; Специальный приз жюри конкурса «Панорама» ОРКФ «Кинотавр-95» (Сочи); Приз кинопрессы лучшему актеру 1995 года (С.Маковецкий за роли в фильмах «Пьеса для пассажира», «Летние люди», «Прибытие поезда» поделил с Е.Мироновым); Номинации на приз Киноакадемии «Ника-95» в категориях: «лучшая режиссура», «лучшая сценарная работа», «лучшая мужская роль» (С.Маковецкий); Приз «Надежда» (актриса Оксана Мысина) премия «Золотой Овен» за 1995 год.
Энциклопедия кино. 2010.