- ПУДОВКИН Всеволод Илларионович
-
ПУДОВКИН Всеволод Илларионович (28.02.1893, Пенза — 30.06.1953, Дубулты, Латвия), режиссер, актер, сценарист, художник. Народный артист СССР (1948), лауреат Сталинских премий (1941, 1947, 1951).
В 1914 окончил отделение естественных наук физико-математического факультета МГУ. Участвовал в первой мировой войне: был в плену. С 1919 — химик московского завода «Фосген № 1» и студент мастерской В. Гардина в Госкиношколе. Будучи студентом, Пудовкин начал принимать участие в создании фильмов. Как актер он снимался с 1920, в том числе в картине Гардина «Серп и молот» (1921), на которой был и сорежиссером. Вместе с Гардиным поставил пропагандистский фильм «Голод. Голод. Голод» (1921), написал сценарий ленты «Слесарь и канцлер» (1923, по пьесе А. В. Луначарского). В 1922—1925 учился в мастерской Л. Кулешова, в фильмах которого «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) и «Луч смерти» (1925) исполнял острохарактерные роли, был соавтором сценариев и художником.
Самостоятельную режиссерскую работу Пудовкин начал в 1925 на студии «Межрабпом-Русь» эксцентрической короткометражкой «Шахматная горячка» (1925, совместно с Н. Г. Шпиковским) и научно-популярной лентой «Механика головного мозга» (1926). Вершиной творчества Пудовкина стали его фильмы второй половины 1920-х годов: «Мать» (1926, по М. Горькому), «Конец Санкт-Петербурга» (1927) и «Потомок Чингис-хана» (1928, в международном прокате — «Буря над Азией»), которые образовали трилогию о революционных переменах в начале 20 в. Отличие Пудовкина от других мастеров монтажно-поэтического кинематографа 1920-х годов заключается в индивидуализированном (а не только типажном) показе героев на экране, внимательной работе с актерами, дотошной проработке деталей в кадре. Вместе с оператором А. Д. Головней Пудовкин добивался изобразительно выверенного кинематографического эффекта. Актерская работа Пудовкина в экранизации «Живого трупа», осуществленной в 1929 Ф. А. Оцепом, демонстрирует высокий уровень проникновения в психологию Федора Протасова, по собственной воле выключившего себя из жизни.
Попытка Пудовкина применить методы монтажного кинематографа для исследования психологического состояния человека в фильме «Простой случай» (1932, сценарий А. Г. Ржешевского) привела к неоднозначному художественному результату. Картина стала странным симбиозом экспериментаторских наворотов и заурядной истории измены в семье красного командира. Режиссер подвергся резкой критике, в том числе за упорное следование устаревшей стилистике немого кино, поэтому срочно был вынужден сделать идеологически и эстетически правильную картину «Дезертир» (1933) о революционной борьбе рабочего класса Германии.
Пудовкин с трудом приспосабливался к требованиям повествовательного кинематографа 1930-х годов и только в 1938 создал пафосную «Победу» (1938, совместно с М. И. Доллером) о доблестных покорителях стратосферы. Большинство последующих лент Пудовкина относятся к биографическому жанру: «Минин и Пожарский» (1939, с Доллером), «Суворов» (1941, с Доллером) — за оба фильма Сталинская премия 1941 года, «Адмирал Нахимов» (1947, Сталинская премия), «Жуковский» (1950, с Д. И. Васильевым, приз Карловарского кинофестиваля; Сталинская премия за 1951 год). Особенно был удачен «Суворов» (в главной роли Н. П. Черкасов).
Антифашистская картина «Убийцы выходят на дорогу» (1942, с Ю. В. Таричем) во избежание аллюзий со сталинской диктатурой даже не была представлена на просмотр для высшего руководства и запрещена нижестоящими инстанциями. Пафосные военные драмы — новелла «Пир в Жирмунке» (с Доллером) в «Боевом киносборнике № 6» (1941) и «Во имя Родины» (1943, с Васильевым, по пьесе «Русские люди» К. М. Симонова, Пудовкин сыграл также роль немецкого офицера), как и послевоенные социальные киноповести («Три встречи», 1948, выпуск — 1950, с С. И. Юткевичем и А. Л. Птушко) и «Возвращение Василия Бортникова» (1953, по роману «Жатва» Г. Е. Николаевой), не лишены тенденциозности искусства сталинской эпохи, хотя и отличаются характерным для Пудовкина интересом к людским судьбам. На протяжении почти всей своей творческой жизни Пудовкин не прекращал актерской деятельности. Его последней значительной ролью стал Юродивый в «Иване Грозном» (1945) С. М. Эйзенштейна. Пудовкин был крупнейшим кинотеоретиком своего времени. Его книги «Кинорежиссер и киноматериал» (1926), «Киносценарии. Теория сценария» (1926), «Актер в фильме» (1934), теоретические статьи переводились на многие языки мира.
1921 СЕРП И МОЛОТ (см. СЕРП И МОЛОТ (1921)) актер, режиссер
1923 СЛЕСАРЬ И КАНЦЛЕР автор сценария
1924 НЕОБЫЧАЙНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ МИСТЕРА ВЕСТА В СТРАНЕ БОЛЬШЕВИКОВ актер, художник
1925 ЛУЧ СМЕРТИ художник, автор сценария, актер
1925 ШАХМАТНАЯ ГОРЯЧКА режиссер
1926 МАТЬ (см. МАТЬ (1926)) актер, режиссер
1927 КОНЕЦ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА актер, режиссер
1928 ПОТОМОК ЧИНГИС-ХАНА режиссер
1929 ВЕСЕЛАЯ КАНАРЕЙКА актер
1929 ЖИВОЙ ТРУП (см. ЖИВОЙ ТРУП (1929)) актер
1929 НОВЫЙ ВАВИЛОН актер
1930 ПРОСТОЙ СЛУЧАЙ режиссер
1933 ДЕЗЕРТИР (см. ДЕЗЕРТИР (1930)) режиссер
1939 МИНИН И ПОЖАРСКИЙ режиссер
1940 СУВОРОВ режиссер
1941 ПИР В ЖИРМУНКЕ режиссер
1942 УБИЙЦЫ ВЫХОДЯТ НА ДОРОГУ режиссер, автор сценария
1943 ВО ИМЯ РОДИНЫ актер, режиссер
1943 ЮНЫЙ ФРИЦ актер
1944—1945 ИВАН ГРОЗНЫЙ актер
1946 АДМИРАЛ НАХИМОВ режиссер, актер
1948 ТРИ ВСТРЕЧИ режиссер
1950 ЖУКОВСКИЙ режиссер
1952 ВОЗВРАЩЕНИЕ ВАСИЛИЯ БОРТНИКОВА режиссер
Энциклопедия кино. 2010.