ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ И ЖАЛОСТЛИВЫЙ ВЗГЛЯД

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ И ЖАЛОСТЛИВЫЙ ВЗГЛЯД

«ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ И ЖАЛОСТЛИВЫЙ ВЗГЛЯД», Россия, ЛЕНФИЛЬМ, 1996, цв., 100 мин.
Драма.
Во время первого просмотра фильма на Сочинском фестивале, пытаясь объяснить себе поведение камеры, я вдруг вспомнил тютчевский образ из стихотворения «Памяти Денисьевой»: «Так души смотрят с высоты на ими брошенное тело». Никакой отсылки к поэзии Тютчева в фильме не было, и меня поразило, что режиссер, поясняя свой замысел, процитировал эту же строчку. Телепатия тут, конечно, ни при чем — просто операторская работа столь точно соответствует замыслу, что обратное прочтение оказалось единственно возможным. Уже при повторном просмотре я разглядел недвусмысленный кадр — ракурс сверху, с точки зрения парящей над телом души, на постель с закрытым простыней телом, у которого сидит некто, держа в своей руке мертвую ладонь. Обычно предполагается идентификация зрителя с протагонистом фильма — здесь тот нечастый случай, когда конвенция предполагает идентификацию с киноглазом. Если угодно, камера здесь представляет рефлексивно-созерцательную ипостась души, которой и принадлежит принципиальный взгляд. Что касается взгляда жалостливого, то он ассоциируется с образом девочки Али иногда появляющейся на экране. Девочка — еще одна ипостась той же души. Появление ее объяснимо и проще — сорокалетняя Аля все еще думает о себе как о девочке, и непрестанно обращается к своим детским переживаниям, из которых со временем выросли тяжелые женские комплексы. Самый главный из них — комплекс брошенного ребенка. По всей вероятности (это осталось вне фильма), их с матерью бросил отец. Затем, из рассказа Али мы узнаем, что ее предала мать, а дальше заработал провоцирующий скрипт: сначала ушел муж, потом сын. Осталась душа, но и она вскоре бросила опостылевшее тело. Все, что есть в этом скудном на события фильме — взаимоотношения героини с матерью, подругами, ухажером (колоритная роль Валерия Баринова) — внешние пункты внутренней истории. Их могло быть больше, могло быть меньше, но линия жизни, начавшаяся в пункте А, с необходимостью пришла в пункт Б: иного пути не было. Физическое существование героини протекает по замкнутой линии, начальным и конечным пунктом которой служит мать, давшая Але жизнь и проводившая ее в утробу смерти. Все это сопровождается фирменными литвиновскими диалогами, фокус которых в том, что они не воспроизводят обыденную речь, а художественно моделируют ее, опуская одни особенности и выпячивая другие. Одна из таких гипертрофированных особенностей — сдвиг по фазе, несостыкованность реплик, к каждой из которых добавляется то, что держат в уме: герои отвечают не только и не столько собеседнику, сколько самим себе. Так же и фильм в целом не отражает действительность, а моделирует ее, то есть демонстрирует как систему полубессмысленных, инерционных движений, поступков, жестов, распадающуюся все больше по мере иссякания живой связующей силы — души. Модель эту можно принимать или не принимать, любить или не любить, но следует признать ее наличие — и, тем самым, отнести фильм к разряду серьезных художественных явлений. Наталья Коляканова идеально воплотила сосредоточенность героини на себе, бестелесность ее существования, ее пустеющую жизнь. А Татьяна Окуневская замечательно сыграла мать Али — или, точнее, посмертную маску матери, застывшую в своей обиде на дочь. Дважды сопровождающий кадры с Окуневской романс «Татьяна, помнишь ли дни золотые?» — при том, что он отсылает скорее к судьбе самой актрисы, нежели ее героини, о которой мы не знаем ничего сверх того, что написала судьба на лице старой кинозвезды — может читаться в том же контексте обращения души к телу. Вакуум, в котором оканчивается Алино существование, не локален и не уникален в предкамерном мире: пуста жизнь матери, выморочно живут подруги, не от хорошей жизни умирает за кадром бывший муж Али. Пустота эта почти абсолютна: из нее до рецептеров отлетающей души (и тем самым до нас) практически не доносится ничто, способное их задеть. Даже жуткая по обычным меркам сцена, из которой понимаешь, что Алина подруга убила свою мать, имеет ту же нулевую эмоциональную температуру, что и чисто созерцательные кадры. Из общеизвестного символического тождества «вода — жизнь» фильм выводит производное: «Истечение воды — истечение жизни». Сухочев находит жутковатый финальный образ этого истечения — камера (опять сверху) показывает Алю в ванной, откуда вытекает вода, и постепенно приближаясь к сточному отверстию, как бы всасывается в эту черную дыру вместе с водой: смерть показана, как «обратное рождение». Последний кадр фильма — пустые качели, напоминающие пыточное колесо со средневековых гравюр: девочка-душа покинула земную юдоль.
В ролях: Наталья Коляканова (см. КОЛЯКАНОВА Наталья Борисовна), Татьяна Окуневская (см. ОКУНЕВСКАЯ Татьяна Кирилловна), Милена Тонтегоде (см. ТОНТЕГОДЕ Милена), Ольга Самошина (см. САМОШИНА Ольга Борисовна), Валерий Баринов (см. БАРИНОВ Валерий Александрович), Сергей Русскин (см. РУССКИН Сергей).
Режиссер: Александр Сухочев.
Автор сценария: Рената Литвинова (см. ЛИТВИНОВА Рената Муратовна).
Операторы: Александр Корнеев (см. КОРНЕЕВ Александр), Артем Мелкумян (см. МЕЛКУМЯН Артем).
Художники-постановщики: Олег Пузаринов, Елена Жукова (см. ЖУКОВА Елена).
Звукорежиссер: Александр Сысолятин (см. СЫСОЛЯТИН Александр).
Продюсер: Александр Голутва (см. ГОЛУТВА Александр Алексеевич).
Приз за лучшую женскую роль (Н.Коляканова) ОРКФ «Кинотавр-96» (Сочи); Приз жюри (поддержка в прокате) КФ «Окно в Европу-96» (Выборг); Диплом жюри фильму МКФ «Молодость-96» (Киев); Номинация на приз «Зеленое яблоко золотой листок» за 1995—1996 гг. в категории «лучшая сценарная работа» (Р.Литвинова);

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ И ЖАЛОСТЛИВЫЙ ВЗГЛЯД" в других словарях:

  • Принципиальный и жалостливый взгляд — Жанр драма Режиссёр Александр Сухочев Автор сценария Рената Литвинова …   Википедия

  • ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ И ЖАЛОСТЛИВЫЙ ВЗГЛЯД —   1996, 90 мин., цв., “Ленфильм” при участии Роскомкино. жанр: драма.   реж. Александр Сухочев, сц. Рената Литвинова, опер. Александр Корнеев, Артем Мелкумян, худ. Олег Пузаринов, Елена Жукова, комп., зв. Елена Демидова, Лариса Маслова.   В ролях …   Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

  • ЛИТВИНОВА Рената Муратовна — (р.1967), сценарист, актриса. Окончила сценарный факультет ВГИКа (1989, мастерская К. Парамоновой и И. Кузнецова). Автор сценариев к фильмам: «Нелюбовь» Владимира Рубинчика (1991), «Трактористы 2» (1992), «Увлеченья» Киры Муратовой (1994),… …   Энциклопедия кино

  • Коляканова, Наталия Борисовна — Наталия Коляканова Имя при рождении: Наталия Борисовна Коляканова Дата рождения: 9 июня 1955(1955 06 09) (57 лет) Место рождения: Оренбург, РСФСР …   Википедия

  • БАРИНОВ Валерий Александрович — (р. 15 января 1946, д. Жилино Володарского р на Орловская обл), российский актер; народный артист РФ (1999). Окончил ВТУ им. М.С.Щепкина (1968, курс В.Коршунова). В 1968 1974 актер Театра им. А.С.Пушкина (Ленинград), в 1974 1988 актер ЦТСА, затем …   Энциклопедия кино

  • ГОЛУТВА Александр Алексеевич — (р. 18 марта 1948), российский продюсер, актер; заслуженный работник культуры РФ. «Лучший продюсер России» ОРКФ «Кинотавр» (1995); награжден орденом «Знак почета» (1998). Окончил философский факультет МГУ (1971). Преподавал философию в… …   Энциклопедия кино

  • КОЛЯКАНОВА Наталья Борисовна — (р. 9 июня 1955, Оренбург), российская актриса театра и кино, заслуженная артистка России (1997). В 1978 году Наталья Коляканова окончила Иркутское театральное училище и начала работать в Иркутском драматическом театре имени Охлопкова. Затем она… …   Энциклопедия кино

  • Окуневская Татьяна Кирилловна — (1914 2002), актриса, заслуженная артистка РСФСР (1947). С 1934 в Реалистическом театре под руководством Н. П. Охлопкова, в 1943 48 в московском Театре имени Ленинского комсомола. Снималась в фильмах: «Пышка», «Горячие денёчки», «Последняя ночь» …   Энциклопедический словарь

  • Литвинова, Рената Муратовна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Литвинова. Рената Литвинова Рената Литвино …   Википедия

  • Любарская, Ирина Юрьевна — Ирина Юрьевна Любарская Имя при рождении: Любарская Ирина Юрьевна Род деятельности: журналист обозреватель, кинокритик Дата рождения: 23 сентября …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»