- ПРИВЕТ, ДУРАЛЕИ!
-
«ПРИВЕТ, ДУРАЛЕИ!», Россия, Госкино/Луч/Мосфильм, 1996, цв., 116 мин.
Городская сказка, мелодрама.
Юрий Каблуков, добросовестный мойщик московских памятников, а в недавнем прошлом филолог, проводя очередную ночь под окном бывшей жены, крепко уснул и увидел сон о том, что в прошлой жизни он был богатым французом, проживавшим в Москве. Во время революции он припрятал семейные сокровища в тайнике, о котором знала только его жена (эту женщину он никогда прежде не знал). Затем судьба подарила Каблукову прекрасный день: он ее встретил, узнал, полюбил и в конце концов добился руки и сердца.
Эльдар Рязанов сказал свое простое веское слово о том, на что человек всегда может опереться, что остается с ним, когда вокруг все исчезает и рушится: любовь, доброта, бескорыстие и верность своим принципам. Кто же он, сегодняшний герой с незыблемой внутренней опорой, хранящий нерушимую верность себе? В процессе поиска своего излюбленного типажа — трогательного и обаятельного неудачника — режиссер вышел на известного мима Вячеслава Полунина. Оставшись без грима и голоса (главного героя, Юрия Каблукова озвучивает Андрей Мягков), Полунин впервые являет свое «обнаженное» человеческое лицо. Сдвигая брови, щуря глаза, опуская уголки рта, Полунин словно тоскует по гриму и оттого становится подозрителен. Он не может без оглядки доверить зрителю свое лицо, и в ответ зритель не может до конца доверять Каблукову. Партнершей Полунина стала Татьяна Друбич, привлекшая Рязанова своей интеллигентностью и своеобразной странной томностью, которая, казалось, должна была прийтись кстати подслеповатому «синему чулку», как и Каблуков, не вписывающемуся в современность. Но как бы Друбич ни напускала на себя смирение, у нее все равно лицо женщины, привыкшей к поклонению мужчин и к совсем другим ролям — и в жизни, и в кино.
В «Дуралеях» есть кадр, который можно считать символичным для всей картины: слепнущая героиня, наконец сделавшая операцию и восстановившая зрение, радостно выбегает из клиники, и на длинном крупном плане видно, как она «похорошела и помолодела». На самом деле актриса подбежала чуть-чуть слишком близко к камере, и даже сверхъестественное напряжение воли оператора Павла Лебешева не может скрыть, что черты ее лица вот-вот готовы расплыться. Точно так же расплывается дрожащим миражом вся задуманная Рязановым гармоническая постройка, потому что не попадает в фокус именно та личностная убедительность, несыгранная данность характеров, на которую режиссер делал ставку, выбирая на главные роли непрофессиональных актеров. Все персонажи фильма соответствуют местам и функциям, которые им отведены, — кроме несчастных героев. Но это не то симпатичное аутсайдерство, которое хотел воспеть Рязанов и которое должно было объединить влюбленных, а просто неконтролируемая режиссером обескураженность исполнителей непривычной атмосферой. Нелепое предположение, что эти двое — из разных времен, из разных миров, из разных сказок (коль скоро авторы претендуют на создание доброй чистой сказки) — могли найти какие-то точки пересечения, не закрадывается ни на секунду.
В ролях: Вячеслав Полунин (см. ПОЛУНИН Вячеслав Иванович), Татьяна Друбич (см. ДРУБИЧ Татьяна Люсьеновна), Татьяна Догилева (см. ДОГИЛЕВА Татьяна Анатольевна), Борис Щербаков (см. ЩЕРБАКОВ Борис Васильевич), Александр Ширвиндт (см. ШИРВИНДТ Александр Анатольевич), Ольга Волкова (см. ВОЛКОВА Ольга Владимировна), Александр Пашутин (см. ПАШУТИН Александр Сергеевич), Андрей Смоляков (см. СМОЛЯКОВ Андрей Игоревич), Сергей Степанченко (см. СТЕПАНЧЕНКО Сергей Юрьевич), Эльдар Рязанов (см. РЯЗАНОВ Эльдар Александрович), Павел Лебешев (см. ЛЕБЕШЕВ Павел Тимофеевич), Алексей Булдаков (см. БУЛДАКОВ Алексей Иванович), Вячеслав Кулаков (см. КУЛАКОВ Вячеслав), Толя Руденко.
Режиссер: Эльдар Рязанов (см. РЯЗАНОВ Эльдар Александрович).
Авторы сценария: Алексей Тимм (см. ТИММ Алексей Валентинович), Эльдар Рязанов (см. РЯЗАНОВ Эльдар Александрович).
Операторы: Павел Лебешев (см. ЛЕБЕШЕВ Павел Тимофеевич), Владимир Нахабцев (см. НАХАБЦЕВ Владимир Дмитриевич).
Художник-постановщик: Александр Борисов (см. БОРИСОВ Александр Тимофеевич).
Композитор: Андрей Петров (см. ПЕТРОВ Андрей Павлович).
Текст песен: Эльдар Рязанов (см. РЯЗАНОВ Эльдар Александрович).
Исполнение песен: Татьяна Никитина, Сергей Никитин (см. НИКИТИН Сергей).
Звукорежиссеры: Ян Потоцкий (см. ПОТОЦКИЙ Ян Ричардович), Евгения Потоцкая (см. ПОТОЦКАЯ Евгения).
Монтаж: Валерия Белова.
Продюсеры: Леонид Биц, Николай Гаро (см. ГАРО Николай).
Участие на МКФ «Балтийская жемчужина-97» (Калининград): кинопанорама России.
Энциклопедия кино. 2010.