- ПОСЛЕДНЕЕ ИСКУШЕНИЕ ХРИСТА
-
«ПОСЛЕДНЕЕ ИСКУШЕНИЕ ХРИСТА» (The Last Temptation of Christ) США, 1988, 164 мин.
Исторический фильм, приключенческий фильм.
Режиссер Мартин Скорсезе мечтал поставить фильм по роману греческого писателя Никоса Казанцакиса в течение пятнадцати лет. Его привлекла трактовка евангельской истории как притчи о вечном соперничестве в человеке плотского и духовного, земного и божественного. По этой версии обычный плотник из Назарета, призванный Богом, вынужден нести все тяготы своего предназначения. Последним искушением для него оказалось видение будущей жизни с Марией Магдалиной, если бы Иисус был спасен от распятия на кресте. Картина вызвала бурю споров, противоречивых мнений и даже террористические акции со стороны католических фанатиков, протестовавших против ее демонстрации в кинотеатрах. А в 1997 году неожиданные страсти разгорелись у нас в стране, где представители православной церкви (а вкупе с ней и депутаты Госдумы), наверняка не видевшие ленту Скорсезе, вдруг стали диктовать негосударственному телеканалу НТВ, что вовсе не следует показывать фильм, оскорбляющий чувства верующих. В результате чего дважды объявленная в телепрограмме картина была отменена — и этим причинены неудобства всем неверующим, людям нехристианской веры да и тем разумным поклонникам Христа, которые желали бы воочию убедиться, какую же крамолу сочинил один из признанных режиссеров мирового кино, сам обращенный в католичество и в юности даже подумывавший о сане священника.
Весь этот ажиотаж кажется довольно странным, поскольку произведение Мартина Скорсезе в большей части иллюстративно, воспроизводя один эпизод Евангелия за другим, и по духу своему вполне традиционно, канонично. Даже очень откровенные (и надо сказать, лишенные вкуса) сцены утех Марии Магдалины, а также пригрезившаяся Иисусу на кресте его возможная земная судьба оправдываются моральной категоричностью финала. Тот, кто должен быть распят за все грехи человечества, перед смертью примиряется со своим предначертанием и избавляется от мирских соблазнов. А вот намного интереснее необычная трактовка образа Иуды, который кажется большим ортодоксом христианства, чем сам Иисус. Играет Иуду Харви Кайтел, один из любимых актеров Скорсезе, а также Пола Шредера, написавшего сценарий. Неожидан выбор на главную роль Уиллема Дефоу, игравшего до этого чаще всего отрицательные роли современных подонков и изгоев. В ожидании осуществления проекта по книге Казанцакиса как Скорсезе, так и Шредер, ставший режиссером, в своих фильмах на современном материале уже в определенном смысле разыграли эту историю Христа, познающего искушение плоти, а затем искупление духа. И сделали это талантливее и не так академично, как в этой ленте, кстати, третьем плоде их совместной работы (после «Таксиста» и «Разъяренного быка»).
Сергей Кудрявцев
В ролях: Уиллем Дефоу (см. ДЕФО Уиллем), Харви Кайтел (см. КАЙТЕЛ Харви), Барбара Хeрши (см. ХЕРШИ Барбара), Хэрри Дин Стэнтон, Дейвид Боуи (см. БОУИ Дэвид), Верна Блум, Андре Грегори.
Режиссер Мартин Скорсезе (см. СКОРСЕЗЕ Мартин).
Энциклопедия кино. 2010.