ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ

ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ

«ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ», СССР, киностудия им. А. Довженко, 1982, цв., 92 мин.
Эксцентрическая драма.
После Клоуна («Каштанка») и Лешего («Бирюк») Роман Балаян обращается к современности. Находит своего актера, идеально выразившего его представление о герое нашего времени. Судьба фильма, поначалу бурная и трудная, разрешилась — спустя шесть лет после его выхода — Государственной премией СССР. Невероятные — сейчас немыслимые — страсти кипели вокруг главного героя. Зрители разделились как минимум на два лагеря. Одни воспринимали фильм как личное оскорбление, другие — как личную победу, как правду о своем времени и о себе. Так или иначе, но споры вокруг главного героя вышли за рамки сугубо кинематографических проблем.
Узнавание героя было точным и неожиданным одновременно, но нельзя сказать, что произошло это вдруг и на пустом месте. Уже существовала «Утиная охота» А. Вампилова, но сходство вампиловского Зилова и балаяновского Макарова все же не отождествила этих героев. В. Мережко и Р. Балаян начинали там, где Вампилов поставил отточие. То, что переживали в русской провинции чеховские персонажи, и в 1970-е стало знаком беды. «Провинциальная» драматургия Вампилова явилась поворотной к новому художественному мышлению и, как в свое время чеховские пьесы, намного опередила сложившиеся сценические формы.
Разъединенность людей, выхолощенность чувств, испробованных ближних и дальних целей, недоверие к стершемуся девальвированному слову, закоснелость рутинного поведения побуждали современного человека отправляться на «утиную охоту» или в летать «во сне и наяву». Обрекали на изнурительные метания. Определенность позиции подвергалась в новых условиях сомнению не как эстетическая вольность, но как этическое право современного художника и его героя.
В этом смысле «Полеты» — фильм исторический.
Проблематика фильма Мережко и Балаяна восходит к чеховской традиции «массового гамлетизма», которая, став едва ли не общим местом, оставалась болезненно актуальной.
Время фильма — три дня из жизни Сергея Макарова, на один из которых приходится его сорокалетие. Но время фильма — при всей своей бытовой заземленности — еще и ирреально. Двойное время фильма — это двойное бытие взрослого мальчика, на переломе жизни. Герой Олега Янковского мучился не оттого, что никак не мог самоопределиться, сердился и иронизировал не оттого, что выпал в осадок, а потому, что все, некогда устойчивое и важное, превратилось в безутешное и ложное. Искусство семидесятников нащупывало именно эту болевую точку. Что же оставалось? Раскачивающиеся качели: есть — нет, в шутку — всерьез, участие — наблюдение. Конечно, легче всего было вписать этого неустроенного, а точнее, невстроенного, рвущего все связи и рвущегося на волю, но и там не находившего себе места, человека в романтическую традицию. Но в этом герое-индивидуалисте смущал не скрытый романтизм, а нечто, лежащее по ту сторону добра и зла.
Стремительное и одновременно неподвижное время фильма соотносилось в фильме Балаяна с тесным и пустынным городским пространством, засасывающим человека, как стоячая вода. Был — и нету.
Кульминация фильма — сорокалетие героя — большой эпилог, где сошлись почти все персонажи и где прозвучали все ранее варьируемые лейтмотивы, где Балаян бесстрашно процитировал Феллини и Вайду, расширил генеалогию своего героя, поколебал клише о «потерянном поколении». О тех последних, что будут первыми. О худших, кто на самом деле наилучшие, потому что лишний человек — не потерянный.
Балаян печалится о судьбе своего героя, но — по ходу — говорит и о своих кинематографических пристрастиях. Среди многих тем, разработанных в «Полетах. », — эта, быть может, одна из самых трогательных и интимных.
В эпилоге Балаян дает панораму микросюжетов и микроотношений персонажей.
И даже несостоявшаяся поездка к матери в начале фильма аукнется в его финале возвратом героя в материнское лоно. Режиссер закапывает его в стог сена, где он «в позе эмбриона» (как смертельно раненый Мачек из «Пепла и алмаза») рыдает в предчувствии своего возрождения. В сценарии герой Янковского погибал. Но Балаян , зарядив его витальной энергией отказа, оставил в живых. Хотя и на последнем дыхании.
В ролях: Олег Янковский (см. ЯНКОВСКИЙ Олег Иванович), Людмила Гурченко (см. ГУРЧЕНКО Людмила Марковна), Олег Табаков (см. ТАБАКОВ Олег Павлович), Людмила Иванова (см. ИВАНОВА Людмила Ивановна), Людмила Зорина, Елена Костина (см. КОСТИНА Елена), Олег Меньшиков (см. МЕНЬШИКОВ Олег Евгеньевич), Любовь Руднева (см. РУДНЕВА Любовь), Александр Адабашьян (см. АДАБАШЬЯН Александр Артемович), Никита Михалков (см. МИХАЛКОВ Никита Сергеевич), Елена Черняк, Алена Одинокова, Сергей Иванов (см. ИВАНОВ Сергей Петрович), Н. Лагутенко, Галина Шигаева, В. Земсков.
Режиссер: Роман Балаян (см. БАЛАЯН Роман Гургенович).
Автор сценария: Виктор Мережко (см. МЕРЕЖКО Виктор Иванович).
Оператор: Вилен Калюта (см. КАЛЮТА Вилен Александрович).
Художник-постановщик: Виталий Волынский (см. ВОЛЫНСКИЙ Виталий Александрович).
Композитор: Вадим Храпачев (см. ХРАПАЧЕВ Вадим Юрьевич).
Звукорежиссер: Людмила Любенская (см. ЛЮБЕНСКАЯ Людмила).
Монтаж: Елена Лукашенко.
Государственная премия СССР (1987).

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ" в других словарях:

  • Полеты во сне и наяву — Полёты во сне и наяву Режиссёр Роман Балаян Автор сценария Виктор Мережко Сергей Антонов В главных ролях Олег Табаков Олег Янковский …   Википедия

  • Полеты во сне и наяву (фильм) — Полёты во сне и наяву Режиссёр Роман Балаян Автор сценария Виктор Мережко Сергей Антонов В главных ролях Олег Табаков Олег Янковский …   Википедия

  • ПОЛЕТЫ —     Видеть во сне полет журавлиного клина предвещает мрачные перспективы в коммерческих делах. Если летящие журавли опускаются на луг – это предвещает неожиданные события в реальной жизни. Наблюдать полет орла высоко в поднебесье предвещает наяву …   Сонник Мельникова

  • Янковский Олег Иванович — Янковский Олег Иванович …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • БАЛАЯН Роман Гургенович — (р. 15 апреля 1941, село Неркин Оратаг Мардакертского района Нагорного Карабаха), российский режиссер, лауреат Государственной премии СССР (1987, «Полеты во сне и наяву»). С 1959 по 1961 работал актером в Степанокертском театре. В 1961 1964… …   Энциклопедия кино

  • ГУРЧЕНКО Людмила Марковна — (р. 12 ноября 1935, Харьков), актриса, композитор; народная артистка СССР (1983); награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Окончила ВГИК (1958, мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой). Актриса Театра студии киноактера (до… …   Энциклопедия кино

  • ТАБАКОВ Олег Павлович — (р. 17 августа 1935, Саратов), российский актер, режиссер. Лауреат Государственной премии СССР (1967 за театральную работу); Народный артист СССР (1987); Премия мэра Москвы (1997, за роль Коломийца в спектакле «Последние»); Лауреат… …   Энциклопедия кино

  • ЯНКОВСКИЙ Олег Иванович — (р. 23.02.1944, Джезказган, Казахстан), актер театра и кино, народный артист СССР (1991). Лауреат Государственной премии СССР (1987), Государственных премий России (1989, 1996). Брат Ростислава Янковского (см. ЯНКОВСКИЙ Ростислав Иванович) . В… …   Энциклопедия кино

  • Янковский, Олег Иванович — Олег Янковский в фильме Полеты во сне и наяву (реж. Роман Балаян). ЯНКОВСКИЙ Олег Иванович (родился в 1944), актер. С 1967 в Саратовском драматическом театре, с 1973 в Московском театре имени Ленинского комсомола (ныне театр “Ленком”). Среди… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Балаян Роман Гургенович — (р. 1941), российский кинорежиссёр. Фильмы: «Бирюк» (1978), «Полёты во сне и наяву» (1983), «Храни меня, мой талисман» (1987), «Филёр» (1988), «Леди Макбет Мценского уезда» (1989), «...первая любовь» (1995), «Две луны, три солнца» (1998). * * *… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»