- ПОЗНАВАЯ БЕЛЫЙ СВЕТ
-
«ПОЗНАВАЯ БЕЛЫЙ СВЕТ», СССР, Ленфильм, 1978, цв., 79 мин.
Социальная мелодрама.
По мотивам сценария Григория Бакланова «Шелестят на ветру березы».
Полупобедное шествие в массы Муратовой началось со снятых с полки полуневинных «Коротких встреч» и «Долгих проводов». Но в 1978 году, не дожидаясь реабилитации своих первых фильмов, Муратова порывает с «провинциальными мелодрамами», как она их называла. И ставит свой едва ли не лучший, выдающийся фильм «Познавая белый свет». Непредсказуемость порывов в этом фильме — прихотливом «потоке жизни», пробуравленном на глубину многоэтажно выстроенных кадров, склеенных дерзким и плавным монтажом, — с течением времени как бы иссыхает в муратовских фильмах в условность плоскостного изображения. А барочность фактуры этого чувственного (а не чувствительного) фильма постепенно испаряется в самодостаточную беглость пальцев режиссера-виртуоза. На свой манер прекрасного, но до обиды уязвимого.
«Познавая белый свет» — поставангардный фильм, как если б породнили Пастернака с Шукшиным, — прошел мимо, как косой дождь. «Познавая белый свет» — это «интервью» Муратовой о том, как делать фильм в убогой и одновременно возвышенной декорации советской стройки. В лирическом растворе этой картины бытовая сценка наплывает на эстрадную интермедию, кич поставлен встык с изыском, а лубок — с гротеском. Полнота жизни в эстетической многовариантности или первозданном хаосе, облагороженном варварским сплетением узоров в шикарное лоскутное одеяло. «Познавая белый свет» — это драмбалет о соре, из которого сквозь сюжет прорастает метафора самого творения из ничего. На разбитой дороге, в чистом поле. Муратова выбрала для этого фильма стройку и грезы любви, соединив кадры-строфы, по сути микрокатастрофы лирических состояний. Соединив живописные цезуры и примитивистские коллажи. Соцартистские фотографии и театральные мизансцены. У нее обыкновенный завод загадочен, как конструктивистский замок, а хоровод мотыльков кружится вокруг фонаря в ночном летнем воздухе подобно снежинкам. Муратова спрессовывает настоящее и будущее в пространстве рифмованных ассоциаций между сном и явью. Ее сказка сказок разыгрывается актерами, исполняющими по ту сторону экрана и роль зрителей. Они, к примеру, наблюдают из окна недостроенного дома, как из ложи, за сценой любовной перепалки на дальнем плане.
Муратова совмещает эпизоды картины по принципу несходства, придавая каждому из них внебытовую призрачность, общежитейский и многослойный смысл. Она одухотворяет вещный мир картины. Грузовики здесь — действующие лица — дышат как живые, ревут, как хор плакальщиц, или вперяют свои жаркие глазницы-фары на свидании героев, ошеломительно сыгранных Ниной Руслановой и Сергеем Поповым.
Здесь комсомольская свадьба снята как феллиниевская фреска сладкой жизни товарищей невест и товарищей женихов, у которых под ногами уже болтаются дети. Снята дробно и обобщенного — в повторах-деталях и на общем плане. В скрещеньях рук, поцелуев и взглядов. Здесь девочки-двойняшки, новобранцы стройки, то играют роль отличниц производства, будто сошедших с обложки «Огонька», то ведут себя как лилипутки из цирка. Здесь настоящие искры сварки у новой кирпичной стены воздействуют на зрителя как чудо, как тайная непредсказуемость натурального задника нового театра на Таганке.
Безудержная эмоциональность этого фильма, щепетильно остраненная Муратовой, свидетельствует о неподдельном демократизме ее утонченного искусства, о нескромном обаянии ее эстетических деформаций.
«
В ролях: Нина Русланова (см. РУСЛАНОВА Нина Ивановна), Сергей Попов (см. ПОПОВ Сергей Сергеевич), Алексей Жарков (см. ЖАРКОВ Алексей Дмитриевич), Людмила Гурченко (см. ГУРЧЕНКО Людмила Марковна), Наталья Лебле (см. ЛЕБЛЕ Наталья), Лена Шелгунова, Наташа Шелгунова, Владимир Пожидаев (см. ПОЖИДАЕВ Владимир Анатольевич), Виктор Аристов (см. АРИСТОВ Виктор Федорович), А. Федченко.
Режиссер: Кира Муратова (см. МУРАТОВА Кира Георгиевна).
Авторы сценария: Григорий Бакланов (см. БАКЛАНОВ Григорий Яковлевич), Кира Муратова (см. МУРАТОВА Кира Георгиевна).
Оператор: Юрий Клименко (см. КЛИМЕНКО Юрий Викторович).
Художник-постановщик: Алексей Рудяков (см. РУДЯКОВ Алексей).
Текст песен: Валентин Сильвестров (см. СИЛЬВЕСТРОВ Валентин).
Звукорежиссер: Гарри Беленький (см. БЕЛЕНЬКИЙ Гарри).
Монтаж: Тамара Денисова.
Энциклопедия кино. 2010.