- ПОДМОСКОВНЫЕ ВЕЧЕРА
-
«ПОДМОСКОВНЫЕ ВЕЧЕРА», Россия-Франция, Les Films Du Rivage (Франция)/ТТЛ, 1994, цв., 96 мин. Драма.
Обласканный за первую «Любовь», В. Тодоровский столь же сильного признания в любви за второй фильм не добился. Впрочем, и его дебют с легкой руки критиков-скептиков получил репутацию «папиного кино». Правда, и «Подмосковные вечера» (по лесковской «Леди Макбет Мценского уезда») имеет горячих поклонников, разглядевших тут глубоко правильные кинематографические корни в лице Трюффо, Годара, а также черного фильма и т. д.
«Подмосковные вечера» отвечают, казалось бы, неоромантической мечте новых русских интеллектуалов о несоциальном, качественном и обязательно красивом кино. Тодоровский на сей раз охладил импульсивность своего первого фильма, сгруппировал драматургические диспропорции, уменьшил звуковое децибеллы и вместо кино «папиного» поставил «молодое». Выбор тона, стиля, брезгливо остраняющего любую агрессивность, казался потребностью времени, которая артикулировалась и в нашем кино. Жест должен быть выверен и неоскорбителен, — зря, что ли, рубили окно в Европу, а потом томились за решеткой этого окна. Не потому ли иллюзией равновесия чувств режиссер микширует в своем фильме роковую историю, оголяет сюжет до архетипа?
Эту историю Тодоровский простерилизовал — для чистоты стиля — от всех «бактерий», без которых задыхается живой организм, в том числе и художественный. В свое время Р. Балаян, экранизируя Лескова, тоже снимал асоциальное кино и на свой лад эстетское. С той очевидной разницей, что не очень молодой режиссер поставил фильм «русско-индийский», а молодой был связан копродукцией с французами. Соответственно один тяготел к климату жаркому, другой — к атмосфере прохладной. Но это вовсе не определяющий критерий их достоинств или неудач. Продуманная аккуратность режиссуры «Подмосковных вечеров» воспринимается как умозрительная (или, к сожалению, не одушевленная) конструкция. Подобно картинке Ренуара, собранной героями этого фильма из картонной мозаики, которая воспроизводит с ремесленной точностью квазиоригинал.
Здесь неизбежный саспенс обескровлен анемичной материей. Но анемия не становится стилеобразующим свойством фильма. Она — лишь знак «европейского» приличия, свидетельство принятых манер поведения в любых, пусть и выходящих за рамки обыденности ситуациях, как в этом фильме. Но поверх очевидных стилевых притязаний в «Подмосковных вечерах» неожиданно и внятно обозначается также — вопреки намерениям — социальная рефлексия интеллектуалов, сменяющих в своих пристрастиях «пошлых» интеллигентов. Знаменитая писательница (Алиса Фрейндлих), финал романа которой с трагического на счастливый хочет переписать ее машинистка, сдержанная инферналка (И. Дапкунайте) — Katia Izmailova (под таким названием фильм шел во французском прокате), пеняет ей, что она ничего не понимает в жизни, поскольку «машинистка». А незадачливый сын романистки (А. Феклистов) в переломный момент событий — напротив, возмущается, что его жена полюбила плотника (В. Машков).
Но все это занимает героев, а не авторов фильма, которые хотели только, чтобы было стильно и красиво. Поэтому русскую цитату о том, что «красота спасет мир» можно было бы заменить амбициозной, но столь же утопической надеждой: русское кино спасет мировое или хотя бы европейское.
В ролях: Ингеборга Дапкунайте (см. ДАПКУНАЙТЕ Ингеборга), Владимир Машков (см. МАШКОВ Владимир Львович), Алиса Фрейндлих (см. ФРЕЙНДЛИХ Алиса Бруновна), Александр Феклистов (см. ФЕКЛИСТОВ Александр Васильевич), Юрий Кузнецов (см. КУЗНЕЦОВ Юрий Александрович), Наталья Щукина (см. ЩУКИНА Наталья Юрьевна), Авангард Леонтьев (см. ЛЕОНТЬЕВ Авангард Николаевич), Марина Опенкина, Е. Верховская, Светлана Разгуляева, Константин Чармадов.
Режиссер: Валерий Тодоровский (см. ТОДОРОВСКИЙ Валерий Петрович). Авторы сценария: Алла Криницына (см. КРИНИЦЫНА Алла), Франсуа Гериф, Сесиль Варгафтинг, Марина Шептунова (см. ШЕПТУНОВА Марина Игоревна), Станислав Говорухин (см. ГОВОРУХИН Станислав Сергеевич). Оператор: Сергей Козлов (см. КОЗЛОВ Сергей Алексеевич). Художник-постановщик: Александр Осипов. Композитор: Леонид Десятников (см. ДЕСЯТНИКОВ Леонид Аркадьевич). Звукорежиссер: Глеб Кравецкий (см. КРАВЕЦКИЙ Глеб). Монтаж: Элен Гагарин, Алла Стрельникова. Продюсеры: Игорь Толстунов (см. ТОЛСТУНОВ Игорь Александрович), Марк Рюскар.
Приз «Зеленое яблоко золотой листок» (1995) в категориях «лучшая режиссерская работа» (П.Тодоровский), «лучшая работа художника» (А.Осипов); Призы Киноакадемии «Ника-94» за лучшую операторскую работу (С.Козлов), за лучшую женскую роль (И.Дапкунайте), за лучшую роль второго плана (А.Фрейндлих); Номинация на приз Киноакадемии «Ника-94» в категориях: «лучший игровой фильм», «лучшая режиссура», «лучшая музыка к фильму», «лучшая мужская роль».
Энциклопедия кино. 2010.