- ПИРАТЫ ХХ ВЕКА
-
«ПИРАТЫ ХХ ВЕКА», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1979, цв., 83 мин.
Приключенческий фильм.
Фильм «Пираты 20 века» побил кассовые рекорды, получил зрительское признание и вызвал самые противоречивые отзывы критики. Сюжет приключения чрезвычайно прост. Советский корабль должен перевезти из некоей страны ценный груз — наркотики, необходимые для фармацевтических целей. Тайну груза узнают международные пираты. Начинается поединок двух команд, поединок, охватывающий всю территорию фильма. Цель и смысл борьбы определены, разграничение на положительных и отрицательных соблюдено неукоснительно.
Суперменство и тех и других входит в правила игры, ибо все персонажи действуют в рамках классической авантюрной системы, свободной от каких бы то ни было побочных элементов. После множества самых острых поворотов, неожиданных перипетий, эффектных, ударных ситуаций, в которых герои получают возможность проявить во всем блеске свои героические возможности, фильм естественно движется к торжеству наших соотечественников.
Зритель, не только юный, видел в рассказанном на экране некую увлекательную игровую партию, динамичность интриги, где не только храбрость и смекалка моряков, но и их физические достоинства — способность невероятно долго находиться под водой, побеждать в рукопашной схватке, использовать приемы карате — обеспечивают победу и доставляют искреннюю радость. Зрители радовались зрелищу, его экзотичности и непривычности — подводные съемки, океанические дали, таинственные острова. Зрители хотели приключений и получили их. Раздражение критики (за которой стояли высокопоставленные деятели комсомола и партии) вызвало многое, но центром нападок стало следующее обстоятельство: герой должен побеждать умом, а не грубой силой. На этом держались отечественные шпионские, приключенческие фильмы. Положительные и отрицательные персонажи не должны действовать одними способами, бороться одними методами. Где же различие между ними? Ведь за врагами традиционно разбойное насилие, а за нашими — игра ума и благородство. К чему это физическое противостояние?
Мало кто из писавших разгромные статьи утомлял себя знаниями истории приключенческого жанра. Кто же станет упрекать Одиссея в вероломстве и хитроумии, Тома Джонса в аморализме, раннего Чаплина в хулиганстве? Меняется мораль, но почему бы не позволить создателям фильмов доверяться моральности публики, которая желает не только поучений, но и нормального развлечения, которая желает видеть наших героев столь же сильными не только духом и умом, но и умением и телом. И кто знает, может быть именно критика виновна в том, что успешная картина была изругана и обвинена в преступлении против нравственности. Что поумерило охоту у всех, кто хотел снимать лихие и увлекательные приключенческие ленты.
В ролях: Николай Еременко (см. ЕРЕМЕНКО Николай Николаевич (младший)), Петр Вельяминов (см. ВЕЛЬЯМИНОВ Петр Сергеевич), Талгат Нигматулин (см. НИГМАТУЛИН Талгат), Рейно Арен (см. АРЕН Рейно), Дилором Камбарова (см. КАМБАРОВА Дилором Файзуллаевна), Наталья Харахорина (см. ХАРАХОРИНА Наталья Николаевна), Джахангир Шахмурадов, Юрий Кутырев, Тадеуш Касьянов, Майя Эглите (см. ЭГЛИТЕ Майя), Виктор Жиганов (см. ЖИГАНОВ Виктор Владимирович), Георгий Мартиросян (см. МАРТИРОСЯН Георгий Хачатурович), Леонид Трутнев (см. ТРУТНЕВ Леонид), Владимир Епископосян (см. ЕПИСКОПОСЯН Владимир Арустамович).
Режиссер: Борис Дуров (см. ДУРОВ Борис Валентинович).
Авторы сценария: Станислав Говорухин (см. ГОВОРУХИН Станислав Сергеевич), Борис Дуров (см. ДУРОВ Борис Валентинович).
Оператор: Александр Рыбин (см. РЫБИН Александр Георгиевич).
Художник-постановщик: Борис Комяков (см. КОМЯКОВ Борис).
Композитор: Евгений Геворгян (см. ГЕВОРГЯН Евгений).
Звукорежиссер: Владимир Каплан (см. КАПЛАН Владимир Александрович).
Монтаж: Римма Цегельницкая.
Почетный диплом за своеобразное решение фильма приключенческого жанра на ВКФ-80 в Душанбе; Николай Еременко-мл. лучший актер 1980 года по опросу журнала «Советский экран».
Энциклопедия кино. 2010.