ПЕПЕЛ И АЛМАЗ

ПЕПЕЛ И АЛМАЗ


«ПЕПЕЛ И АЛМАЗ» (Popiol i diament) ПНР, 1958, 96 мин.
Драма.
Киношедевры обладают редким качеством оставаться во времени, постоянно меняясь, провоцируя разные трактовки, включая и отторжение, неприятие, а потом как бы доказывая свою художественную правоту. «Пепел и алмаз» Анджея Вайды подвергался упрекам в ревизионизме и оправдании романтических борцов с коммунистическим режимом. Теперь кое-кто усмотрит в фильме вынужденную апологетику «новой Польши», которая приходит на смену умирающей под звуки печально-торжественного «Полонеза Огинского» (он к тому же имеет название «Прощание с родиной»). Но самое главное, что способно покорить зрителей и спустя 40 лет после создания этой, пожалуй, самой знаменитой польской ленты за всю историю кино — художнический прорыв режиссера Анджея Вайды и актера Збигнева Цибульского к человеческой, сложной и не подлежащей обычному житейскому осмыслению, глубинной правде характера героя, «заплутавшего на войне» (если воспользоваться словами Василя Быкова о тоже неоднозначном персонаже — Рыбаке из его повести «Сотников»).
Вопреки сиюминутности и очевидной компромиссности некоторых сюжетных мотивов романа Ежи Анджеевского и картины Анджея Вайды, «Пепел и алмаз» прежде всего — драма бытия, в пограничной ситуации между жизнью и смертью, переживаемая трагическим одиночкой Мачеем. Вопрос заключается отнюдь не в том, что герой оказался не на той стороне (как это трактовали в прежние времена) или же представляется в качестве невинной жертвы надвигающегося тоталитаризма (так это будут воспринимать сейчас). Явный метафоризм режиссерской манеры, особенно в финале «Пепла и алмаза», как нельзя лучше подтверждает иносказательность этой философской притчи о вечной неприкаянности человека. Не случайно один из любимых писателей Вайды — именно Достоевский с его мучительно неразрешимой проблемой пребывания «идиота» в мире, который одержим «бесами».
Сергей Кудрявцев
В ролях: Збигнев Цибульский (см. ЦИБУЛЬСКИЙ Збигнев), Эва Кшижевска, Богумил Кобеля, Адам Павликовский, Вацлав Застшежинский.
Режиссер Анджей Вайда (см. ВАЙДА Анджей).

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ПЕПЕЛ И АЛМАЗ" в других словарях:

  • Пепел и алмаз — Popiół i diament Жанр драма Режиссёр …   Википедия

  • Пепел и алмаз (фильм) — Пепел и алмаз Popiół i diament Жанр драма Режиссёр …   Википедия

  • Пепел (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пепел. Пепел Popioły …   Википедия

  • Вайда, Анджей — Анджей Вайда Andrzej Wajda …   Википедия

  • Вайда, Анжей — Анджей Вайда Andrzej Wajda Анджей Вайда, 2008 Дата рождения: 6 марта 1926 (83 года) …   Википедия

  • Вайда Анджей — Анджей Вайда Andrzej Wajda Анджей Вайда, 2008 Дата рождения: 6 марта 1926 (83 года) …   Википедия

  • Вайда А. — Анджей Вайда Andrzej Wajda Анджей Вайда, 2008 Дата рождения: 6 марта 1926 (83 года) …   Википедия

  • Вайда Анжей — Анджей Вайда Andrzej Wajda Анджей Вайда, 2008 Дата рождения: 6 марта 1926 (83 года) …   Википедия

  • Польша — (Polska)         Польская Народная Республика (Polska Rzeczpospolita Ludowa), ПНР.          I. Общие сведения          П. социалистическое государство в Центральной Европе, в бассейне рр. Висла и Одра, между Балтийским морем на С., Карпатами и… …   Большая советская энциклопедия

  • Вайда — I Вайда (Wajda)         Анджей (р. 6.3.1926, г. Сувалки), польский режиссёр, сценарист. Учился в Академии изобразительных искусств (Краков). В 1954 окончил режиссёрское отделение Государственной высшей школы кинематографии и театрального… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»