- ПАРАДЖАНОВ Сергей Иосифович
-
ПАРАДЖАНОВ Сергей Иосифович (наст. имя — Саркис) (09.01.1924, Тбилиси — 20.07.1990, Ереван), режиссер, сценарист. Народный артист Украинской ССР (1990); Лауреат Государственной премии Украинской ССР имени Т.Г.Шевченко (1991, посмертно).
В 1949—1960 — режиссер киностудии имени А.Довженко, в 1960—1980 — к/ст «Арменфильм» и «Грузия-фильм». Снял ряд документальных и научно-популярных фильмов: «Наталия Ужвий» (1957), «Думка» (1957), «Золотые руки» (1957), «Акоп Овнатанян», «Нико Пиросманишвили». Автор и соавтор сценариев, художник ряда спектаклей и фильмов.
В 1964 появился его первый шедевр «Тени забытых предков» (по одноименной повести М. Коцюбинского; премия за лучшую режиссуру и приз на кинофестивале в Мар-дель-Плато, Аргентина, 1965; Кубок I Фестиваля Фестивалей в Риме, Италия, 1965 и др. награды), принесший режиссеру всемирную славу. Режиссер-армянин создал кинематографический памятник гуцульской культуре. Поразительное проникновение в западноукраинскую этнографию здесь сочетается с самобытной поэтикой Параджанова. В картине доминирует изобразительное начало, причем особое место занимает новаторская работа с цветом, однако и мелодика гуцульской речи становится сильным выразительным средством. Для большинства эпизодов характерно стремительное внутрикадровое движение. Это самый экспрессивный фильм Параджанова. История о любви, смерти и верности исполнена мощной языческой витальности.
Всемирно прославившийся режиссер, тем не менее, оставался в вынужденном простое. Его работа над фильмом «Киевские фрески» была прервана. В 1967 Параджанова приглашают на Ереванскую киностудию, где он работает над фильмом «Цвет граната» («Саят-Нова») — картину о великом армянском поэте, речь в которой идет скорее о жизни духа, нежели о внешних событиях биографии. Здесь киноязык Параджанова значительно обновляется. «Цвет граната», подобно поэзии, изъясняется метафорами. Кадры обретают почти полную статику, отчего малейшее движение внутри них воспринимается как событийный взрыв. Предметы, представляющие подлинную историко-этнографическую ценность, работают наравне с актерами. Язык цвета обретает еще большее значение, хотя цветовая гамма становится более лаконичной. Каждый кадр содержит максимум смысловой информации, и считывание этого насыщенного содержания требует от зрителя немалой культуры.
В 1974—1977 Параджанов находился в заключении, куда этот «неудобный», конфликтный человек был отправлен по умело составленному обвинению. С просьбой об освобождении режиссера обратился к Л. И. Брежневу Луи Арагон, только после этого удалось вытащить Параджанова с зоны. После возвращения Параджанов работал на киностудии «Грузия-фильм», где совместно с Д. Абашидзе поставил «Легенду о Сурамской крепости» (1984). В основе картины — грузинское предание о юноше, замуровавшем себя в стены крепости. Язык нового шедевра Параджанова, развивая найденное в «Цвете граната», стал еще более изощренным.
В 1986 Параджанов снимает документальный фильм «Арабески на тему Пиросмани». В «Ашик-Керибе» (1988, по сказке М. Ю. Лермонтова) Параджанов подтвердил репутацию уникального матера, но фильм, в основном, повторял уже пройденное режиссером. После этого Параджанов занимался художественным коллажем, в искусстве которого не знал равных. Он умер в Ереване в начале работы над автобиографической картиной «Исповедь». Похоронен в Ереванском пантеоне.
В январе 1993 в Москве состоялась первая персональная посмертная выставка художественных работ Параджанова.
1954 АНДРИЕШ режиссер
1958 ПЕРВЫЙ ПАРЕНЬ (см. ПЕРВЫЙ ПАРЕНЬ (1958)) режиссер
1961 УКРАИНСКАЯ РАПСОДИЯ режиссер
1962 ЦВЕТОК НА КАМНЕ режиссер
1964 ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ режиссер, автор сценария
1970 ЦВЕТ ГРАНАТА («Саят-Нова») режиссер, автор сценария
1984 ЛЕГЕНДА О СУРАМСКОЙ КРЕПОСТИ режиссер
1988 АШИК-КЕРИБ режиссер
1989 ЭТЮДЫ О ВРУБЕЛЕ автор сценария
1990 ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО. ЗОНА автор сценария
Энциклопедия кино. 2010.