- ОТЕЦ СЕРГИЙ (1918)
-
«ОТЕЦ СЕРГИЙ («Князь Касатский»)», Россия, Т-ВО «И. Ермольев», 1918, ч/б, 70 мин. Драма по одноименной повести Л.Н.Толстого.
Этот фильм во многих отношениях уникален. Он снят уже после революции, в частном кинотовариществе Иосифа Ермольева, но широко демонстрировался в советском прокате, а в 1928, к столетию Льва Толстого был выпущен повторно и гораздо позже не изымался из кинематографического обращения и даже был показан потом по телевидению. Одновременно, будучи вывезена в 1920 за границу Яковом Протазановым и членами его съемочной группы, уехавшими во Францию, картина «Отец Сергий» была широко известна и хорошо принята в Европе. Являясь своеобразным творческим итогом всего развития дореволюционного русского кино, эта лента без сомнения может быть включена в контекст мирового кинематографа как редкий образец раннего прорыва к глубинам постижения психологии человека на экране. Если оценивать произведение Протазанова (которое вряд ли бы состоялось бы без точной и неожиданно скупой по внешней манере игры Ивана Мозжухина) именно с точки зрения предвосхищения в кино эстетики «внутреннего монолога» и попытки передачи на экране хода мыслей и переживаний героя, то ближайшими аналогами будут, по всей видимости, фильмы скандинавской школы (Виктор Шестрем, Мориц Стиллер) и ряд немецких лент (например, «Последний человек» Фридриха Мурнау).
Высокая художественная значимость «Отца Сергия» еще более возрастает при сопоставлении с предшествующим российским киноопытом и последовавшим советским этапом кино 1920-х годов, когда даже общепризнанные шедевры несомненно уступали картине Якова Протазанова как раз в сложности и объемности характера героя, реалистической полноте и убедительности всего его поведения на экране. Пожалуй, только некоторые из фильмов конца десятилетия, возникшие уже на излете нэпа [«Человек из ресторана» и «Белый орел» Протазанова, «Живой труп» («Классика») Федора Оцепа, вновь по Толстому], могут быть сравнимы с «Отцом Сергием» по неоднозначности человеческих образов и психологической нюансировке поступков. «Отец Сергий» является цельной, выверенной по стилистике, кинематографически запоминающейся картиной, в которой талант Мозжухина — как одна из отшлифованных граней этого «кинобрильянта».
В ролях: Иван Мозжухин (см. МОЗЖУХИН Иван Ильич), Ольга Кондорова, В. Дженеева, Владимир Гайдаров (см. ГАЙДАРОВ Владимир Георгиевич), Николай Панов (см. ПАНОВ Николай), Наталия Лисенко (см. ЛИСЕНКО Наталия Андреевна), Иона Таланов (см. ТАЛАНОВ Иона), Вера Орлова (см. ОРЛОВА Вера Георгиевна), Петр Бакшеев (см. БАКШЕЕВ Петр), Поликарп Павлов, Николай Римский.
Режиссер: Яков Протазанов (см. ПРОТАЗАНОВ Яков Александрович).
Автор сценария: Александр Волков.
Операторы: Николай Рудаков, Федор Бургасов.
Художники-постановщики: Владимир Баллюзек (см. БАЛЛЮЗЕК Владимир Владимирович), Александр Лошаков.
Композитор: Евгений Букке.
Энциклопедия кино. 2010.