- ОСЕНЬ
-
«ОСЕНЬ», СССР, Мосфильм, 1974, цв., 93 мин.
Мелодрама.
Смысл общественной проработки авторов «Осени» сводился к вопросу: «А если это не любовь?». Двое, которым уже за тридцать (тридцатитрехлетний Андрей Смирнов писал сценарий и ставил фильм в немалой степени о самом себе, ведь и актриса Наталья Рудная была в реальной жизни его первой женой), вновь встречаются вместе и, плюнув на все условности, уезжают в отпуск в деревню, как бы заново переживая свою юношескую любовь. Обсуждение на расширенной коллегии Госкино СССР и Cоюза кинематографистов можно было бы описать при помощи фразы, которая стала «всенародным достоянием» десятилетием позже: «У нас в стране секса нет». Причем Смирнова попрекали за отход от самого себя же — в литературном сценарии «Рябина — ягода нежная» все якобы было описано «мягче и тоньше» (если воспользоваться терминологией одного из сатирических персонажей Аркадия Райкина). Разумеется, экранная фактура обнаженных тел, еще завернутых в простыни (время перестройки было далеко за горами!), действовала на ревнителей социалистической нравственности сильнее, чем красивые описания в поэтической прозе. Перефразируя название сценария, можно было бы сказать, что у режиссера в результате неизбежного смещения акцентов при столкновении с подлинной реальностью получился фильм «Осень — пора безжалостная». Даже те, кто не принял исполнителей главных ролей и действительно не удовлетворился разыгранными ими любовными взаимоотношениями, не могли не запомнить сцену в сельской пивной с закадровым чтением стихов Пастернака. Естественно и природно существовала на экране деревенская супружеская пара в исполнении молодых Натальи Гундаревой и Александра Фатюшина, умудренно интеллигентной была семья городских друзей, сыгранных Арменом Джигарханяном и Людмилой Максаковой. Киноначальству же удобнее всего было придираться к непозволительному адюльтеру, хотя настоящее раздражение у властей возникало из-за прорывающегося, как трава сквозь асфальт, ощущения, что все сиро и убого в родимом отечестве в осенние дни, когда кончилась «страда деревенская», а по-советски — очередная «битва за урожай». Вот и «История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж», даже будучи переименованной в «Асино счастье», семью годами раньше оскорбила делегатов Съезда колхозников и надолго легла на «полку». Андрей Кончаловский отчасти реабилитировал себя «Романсом о влюбленных», угодив режиму возвышенным патриотизмом, а почти сорока миллионам зрителей — романтизмом и, между прочим, откровенностью любовных чувств. А одновременно снятая «Осень» с трудом и как бы тайком доходила до публики, все-таки при тираже в 4, 5 раза меньше, чем у «Романса о влюбленных», почти достигла десятимиллионого рубежа. Кстати, по тогдашним оценкам социологов, именно в 10 млн определялась киноаудитория советской интеллигенции.
В ролях: Наталья Рудная (см. РУДНАЯ Наталья), Леонид Кулагин (см. КУЛАГИН Леонид Николаевич), Наталья Гундарева (см. ГУНДАРЕВА Наталья Георгиевна), Александр Фатюшин (см. ФАТЮШИН Александр Константинович), Людмила Максакова (см. МАКСАКОВА Людмила Васильевна), Армен Джигарханян (см. ДЖИГАРХАНЯН Армен Борисович), Игорь Кашинцев (см. КАШИНЦЕВ Игорь Константинович), Юрий Кузьменков (см. КУЗЬМЕНКОВ Юрий Александрович), Валерий Лысенков (см. ЛЫСЕНКОВ Валерий), Зоя Макеева, Михаил Бычков (см. БЫЧКОВ Михаил), Андрей Дударенко (см. ДУДАРЕНКО Андрей).
Режиссер: Андрей Смирнов (см. СМИРНОВ Андрей Сергеевич).
Автор сценария: Андрей Смирнов (см. СМИРНОВ Андрей Сергеевич).
Оператор: Александр Княжинский (см. КНЯЖИНСКИЙ Александр Леонидович).
Художник-постановщик: Александр Бойм (см. БОЙМ Александр Соломонович).
Композитор: Альфред Шнитке (см. ШНИТКЕ Альфред Гарриевич).
Звукорежиссер: Ян Потоцкий (см. ПОТОЦКИЙ Ян Ричардович).
Монтаж: Людмила Раева.
Энциклопедия кино. 2010.