- ОКРАИНА (1933)
-
«ОКРАИНА», СССР, Межрабпомфильм, 1933, ч/б, 98 мин.
Драма.
По мотивам одноименной повести Константина Финна.
Удивительный этот фильм обычно возникает из небытия, открывается заново, оживает, когда в мировом кино начинается очередной переходный период. Он и создан-то был в переходные времена, когда едва ли не каждый второй фильм оказывался еще и вариантом будущего кинематографа и потому новаторство — новый взгляд на традиционный материал — ощущалось острее. С одной стороны, «Окраина» — прощальный всплеск популярного мифа о мировой революции и пролетарской солидарности. Тогда было выпущено десятка два картин на эту тему, все они быстро канули в Лету не только из-за скороспелости своей, но прежде всего потому, что миф об Отечестве мирового пролетариата сменился мифом о многонациональной социалистической державе. Державе же был необходим новый — державный эпос. Эпосу требовался Герой, персонифицирующий всю мощь Державы, отделяюший от мрака свет. Мрак — это дореволюционное прошлое. Свет — это революция, породившая Державу. Борис Барнет, чтимый современниками прежде всего как комедиограф, мастер создания уникально органичных характеров, поразил в «Окраине» трагедийной силой. Кадры мировой войны потрясли, притом что в них как раз наиболее отчетливо просматривалась традиция. Апокалипсически обнаженные, лишенные даже намека на жизнь пространства возникли уже и в «Конце Санкт-Петербурга» Пудовкина (см. ПУДОВКИН Всеволод Илларионович), и в «Звенигоре (см. ЗВЕНИГОРА)» Довженко (см. ДОВЖЕНКО Александр Петрович). Но в «Окраине» на этих пространствах гибли люди, чью «теплокровность» (В. Шкловский) уже в полной мере успел ощутить зритель. Безличная воля истории вырывала их из худо-бедно налаженного быта, которого предшествующие классические персонажи не имели.
У героев Довженко — природное бытие, из которого их раз за разом безжалостно вырывали. У пудовкинского Парня — руины отчего дома, покинутого навсегда. Окраина героев Барнета — единый живой организм, ведущий где-то на периферии Большой Истории блаженное полурастительное существование.
Недаром мир фильма заселен преимущественно еще почти детьми и уже почти детьми — все персонажи несут в себе неистребимую растительную детскость и с ней — уникальную слитность, семейственность, домовитость. И профессия у всего рода одна и та же — сапожники. Все шьют сапоги и это переходит от отца к сыну, почему родство по профессии оказывается едва ли не символом кровного родства. В скудости быта проглядывается какая-то внутренняя предельная обжитость, каждый предмет обихода превращая в члена семейства. Так что, деловито скатывая свои постели в дорогу на фронт, юные братья Кадкины, как улитки, взваливают на плечи дом — или хотя бы часть его.
И все же эта провинциальная нищенская идиллия отдает горьким привкусом какого-то метафизического сиротства, роднящего героев «Окраины» с персонажами еще одного современного Барнета — Андрея Платонова. Все семьи тут — без матерей. Все не защищены, уязвимы, маются не понятной им тоской по смыслу существования. Вторжение в этот мир Большой истории — катастрофа. В фильме она — начало, прежде всего расчленяющее, разрушающее это элементарное, едва ли не физиологическое единство. Она отбирает у стариков сыновей, она разъединяет друзей, она требует крови и смерти. И потому все происходящее затем в фильме (и происходившее по ведомству «пролетарской солидарности») на самом деле поражает опять-таки поистине физиологической энергией, с которой живая жизнь тянется к единству. Будто разрезанные части тянутся одна к другой, чтобы вновь срастись в единое целое. Так тянет друг к другу юных солдат Кольку Кадкина и Мюллера-третьего, обнаруживающих себя живыми после артобстрела.
Но в том и состоит вся неописуемая прелесть фильма, что существует он поверх любой предлагаемой ему логики и людей в нем тянет друг к другу тоже поверх всей логики, просто потому, что они — люди. Потому что они — живы. И жизнь в «Окраине» права не потому, что она хороша (или плоха), а потому что она — жизнь. Точно так же смерть не права, потому что она смерть, и нежелание младшего Кадкина идти в атаку не на секунду не оспаривается. Оно — естественно. Своим вторжением на окраину история задает ей долгожданный смысл, цель — соединиться вновь. Так происходит там революция — все герои соединяются вновь. В этот момент оживает старший из братьев Кадкиных, расстрелянный за то, что не хотел воевать и читал «Окопную правду». Как правило в этих случаях большевики не падали под пулями, символизируя несокрушимость класса. Здесь же расстрелянный открывает глаза и выдыхает: «Да не суетесь ты. Сейчас встану. — И добавляет, улыбнувшись: — Вот запарка-то». Так не воскресают, если понимать под воскресением возрождение в новом качестве. Так оживают на уровне биологическом, так оживает весной трава, пробиваясь сквозь землю, так оживают деревья. Здесь просто возрождается жизнь. Потому что все наконец воссоединились, слились в единое целое и тем самым преодолели Большую Историю, ее расчленяющую, разъединяющую силу. Жизнь победила смерть.
В ролях: Сергей Комаров (см. КОМАРОВ Сергей Петрович), Елена Кузьмина (см. КУЗЬМИНА Елена Александровна), Роберт Эрдман, Александр Чистяков (см. ЧИСТЯКОВ Александр Петрович), Николай Боголюбов (см. БОГОЛЮБОВ Николай Иванович), Николай Крючков (см. КРЮЧКОВ Николай Афанасьевич), Александр Ермаков, Николай Акимов (см. АКИМОВ Николай (актер)), Михаил Жаров (см. ЖАРОВ Михаил Иванович), Михаил Яншин (см. ЯНШИН Михаил Михайлович), Ганс Клеринг (см. КЛЕРИНГ Ганс), Андрей Файт (см. ФАЙТ Андрей Андреевич), Даниил Введенский (см. ВВЕДЕНСКИЙ Даниил), Владимир Уральский (см. УРАЛЬСКИЙ Владимир Михайлович).
Режиссер: Борис Барнет (см. БАРНЕТ Борис Васильевич).
Авторы сценария: Константин Финн, Борис Барнет (см. БАРНЕТ Борис Васильевич).
Операторы: Михаил Кириллов (см. КИРИЛЛОВ Михаил Николаевич), Андрей Спиридонов.
Художник-постановщик: Сергей Козловский (см. КОЗЛОВСКИЙ Сергей Васильевич).
Композитор: Сергей Василенко (см. ВАСИЛЕНКО Сергей).
Звукорежиссеры: Леонид Оболенский (см. ОБОЛЕНСКИЙ Леонид Леонидович), Николай Озорнов (см. ОЗОРНОВ Николай).
Кубок МКФ в Венеции-34 за лучшую программу, представленную государством на фестивале («Веселые ребята», «Гроза», «Петербургская ночь», «Иван», «Окраина», «Новый Гулливер», «Пышка», «Три песни о Ленине», «Челюскин», «Парад физкультуры в Москве», «Снежный марш»).
Энциклопедия кино. 2010.