- ОДНАЖДЫ НА ДИКОМ ЗАПАДЕ
-
«ОДНАЖДЫ НА ДИКОМ ЗАПАДЕ» (Once Upon a Time in the West) Италия — США, 1968, 165 мин. (полный вариант).
Вестерн.
В ролях: Клаудиа Кардинале (см. КАРДИНАЛЕ Клаудия), Хенри Фонда (см. ФОНДА Генри), Чарльз Бронсон (см. БРОНСОН Чарльз), Джейсон Робардс, Габриэле Ферцетти, Паоло Стоппа.
Картину поставил режиссер Серджо Леоне (см. ЛЕОНЕ Серджо), прославившийся до этого трилогией с Клинтом Иствудом («За пригоршню долларов», «За несколько лишних долларов», «Хороший, Плохой, Злой»). Она породила целую волну фильмов, иронически названных «спагетти-вестернами». Мастерство Леоне в конце концов убедило и американцев, являющихся фанатиками жанра вестерна, гордящихся его «новосветским» происхождением. Уже в ленте «Хороший, Плохой, Злой» обнаружилось стремление режиссера к эпичности повествования, сдобренного изрядной долей иронии по отношению к происходящему и приправленного черным юмором. В картине «Однажды на Диком Западе», признанной даже американцами безусловной классикой жанра, эпическая, сказочная манера заявлена уже в названии. С подобным зачином «однажды...» рассказываются все сказки и легенды. Сюжетная основа фильма ничем не примечательна и абсолютно типична, вызывает в памяти целый ряд известных американских вестернов, прежде всего «Ровно в полдень» и «Джонни Гитар».
Любопытно, что в работе над сценарием встретились такие непохожие художники, как Серджо Леоне (см. ЛЕОНЕ Серджо) и более молодые авторы — Бернардо Бертолуччи (будущий творец лент «Конформист», «Последнее танго в Париже» и «Двадцатый век») и Дарио Ардженто, в дальнейшем один из мастеров мистических фильмов ужасов. Их объединила любовь к вестерну, к напряженной интриге, своеобычной атмосфере действия и колоритным нравам Дикого Запада со своим кодексом чести. Рассказ о фермерше с затерянного где-то на Западе поселка, которая оказывается мишенью для наемного убийцы, прибывающего поездом на близлежащую железнодорожную станцию, становится, благодаря таланту режиссера, его постоянных сотрудников — оператора Тонино Делли Колли и композитора Эннио Морриконе, подлинной сагой о борьбе добра и зла, человеческого достоинства и слепой бездушной мести. Одна из выдающихся по точности деталей и нагнетанию напряжения сцен — не только в вестернах, но вообще в истории кино — эпизод ожидания поезда с наемным убийцей, что сопровождается великолепной «мелодией смерти», сыгранной на губной гармошке.
Сергей Кудрявцев
Режиссер Серджо Леоне.
Фильм снят на английском языке.
Энциклопедия кино. 2010.