ОБЛАКО-РАЙ

ОБЛАКО-РАЙ

«ОБЛАКО-РАЙ», Россия, 12А, 1990, цв., 80 мин.
Трагикомедия.
О простых, бесхитростных людях маленького городка, которых пробуждает от повседневной рутины необычный поступок молодого, любящего слегка приврать, но, по сути, доброго парня. Однажды в воскресенье от сущего безделья Коле соврал, что уезжает на Дальний Восток. И пришлось незадачливому пареньку участвовать в собственных проводах...
«Облако-рай» вообще-то эксцентрическая комедия, хотя, как сказал когда-то Семен Кирсанов, Маяковский тоже писал ямбами, но посмотрите — на них лица нет. У Досталя получается эксцентрическая комедия, но, так сказать, траченная годами застоя, когда ее красноречивый абсурдизм недаром раздражал сметливую бюрократию и последовательно ею изживался. Отсюда усталый, медленный, одышливый темп, нечеткий ритм, полудремотная созерцательность и элегические останки золотого века эксцентризма: «каскадная пара» близнецов в комбинезонах, периодически появляющаяся в комнате, чтобы вещь за вещью выносить мебель, уже распроданную предприимчивой соседкой — им, в рамках принятой условности, не ударить чечетку, зато они синхронно жуют резинку; «комический дуэт» — дылда дочка и квадратная мамаша (Пат и Паташон, Эббот и Костелло, Тарапунька и Штепсель); обыгрывание популярнейшего в жанре аксессуара — чемодана. Все это безотказно вызывает смех, как и жонглирование приметами разных десятилетий: тут шляпка и губки бантиком из 50-х, «платформы» из 70-х, платье, сшитое местной портнихой по моде 60-х и календарь за 1991 год, а еще есть шинель — чуть ли не с железного Феликса, — в которую упакована молчаливая старуха на скамейке. И это уже не просто хохма: роль времени у нас играет пространство. Мы с трудом отрываемся от своей эпохи (а своя она у нас, пока мы молоды — но об этом у Чехова); на каждом стоит клеймо его времени; «времена меняются, и мы меняемся вместе с ними» — это сказано не о нас, а о нас другое: «Бог дал время и дал его много» (или тут надо сказать — аллах?).
Все кончается тихой бескровной смертью героя — растворением его в бесконечных наших просторах, где нет места и крохотному оазису — облачку рая, — трагикомическим торжеством ритуально воплощенной, убийственной коллективистской морали, не терпящей отклонений и узаконенной псевдофольклорно; мы же так любили провожать: «Его» — на запад, гармониста — в институт, новоселов — на землю целинную, питомцев Земли — до самого солнца.
Это правдивая и невероятная история советского «лишнего человека», изгоняемого по всем правилам коллективистской обрядности, но способного отплатить враждебной общине тем, что сохраняет свою единичность.
В ролях: Андрей Жигалов (см. ЖИГАЛОВ Андрей Николаевич), Сергей Баталов (см. БАТАЛОВ Сергей Феликсович), Ирина Розанова (см. РОЗАНОВА Ирина Юрьевна), Алла Клюка (см. КЛЮКА Алла Федоровна), Анна Овсянникова (см. ОВСЯННИКОВА Анна), Владимир Толоконников (см. ТОЛОКОННИКОВ Владимир Алексеевич), Лев Борисов (см. БОРИСОВ Лев Иванович), Юрий Колобков, Зинаида Воркуль (см. ВОРКУЛЬ Зинаида), М. Никитская, Александр Числов (см. ЧИСЛОВ Александр Владимирович), Евгений Титов, Михаил Мезенцев, Б. Камарзин, Вера Ивлева (см. ИВЛЕВА Вера Александровна), Юра Попов.
Режиссер: Николай Досталь (см. ДОСТАЛЬ Николай Николаевич).
Автор сценария: Георгий Николаев (см. НИКОЛАЕВ Георгий Викторович).
Оператор: Юрий Невский (см. НЕВСКИЙ Юрий).
Художник-постановщик: Алексей Аксенов (см. АКСЕНОВ Алексей Васильевич).
Композитор: Александр Гольдштейн (см. ГОЛЬДШТЕЙН Александр).
Текст песен: Андрей Жигалов (см. ЖИГАЛОВ Андрей Николаевич).
Звукорежиссер: Валентин Бобровский (см. БОБРОВСКИЙ Валентин).
Монтаж: Мария Сергеева.
Продюсер: Александр Михайлов (см. МИХАЙЛОВ Александр Витальевич).
Приз «За разрушение барьера между фильмами для избранных и кино для всех» на КФ «Кинотавр-91» (Сочи); Приз «Золотой Овен-92»; «Серебряный Леопард» специальный большой приз жюри и вторая премия города Локарно (30 тыс. швейц. франков), приз экуменического жюри, приз молодежного жюри, приз Международной конфедерации экспериментального кино в Локарно-91; Гран-при II MFEC (Франция); Специальный приз жюри актерскому составу (А.Жигалов, С.Баталов, И.Розанова, А.Клюка, Вл.Толоконников) КФ молодых актеров в Женеве-91; По опросу кинокритиков и журналистов (призы кинопрессы за 1991 год) лучший фильм года, лучшая мужская роль (А.Жигалов).

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ОБЛАКО-РАЙ" в других словарях:

  • Облако-рай — Облако рай …   Википедия

  • Облако-рай (фильм) — Облако рай Жанр комедия Режиссёр Николай Досталь Автор сценария Георгий Николаев В главных ролях …   Википедия

  • Зеленое облако — Тип блюда: Категория: Время приготовления (минуты): 5 Продукты: Рецепт приготовления: В текущей категории (Крендели): | …   Энциклопедия кулинарных рецептов

  • Клубничный рай — Тип блюда: Категория: Продукты: Рецепт приготовления: В текущей категории (Крендели): | | | | | | | | …   Энциклопедия кулинарных рецептов

  • Жигалов, Андрей Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Жигалов. Андрей Жигалов Имя при рождении: Андрей Николаевич Жигалов Дата рождения: 21 апреля 1966(1966 04 21) (46 лет) …   Википедия

  • Досталь, Николай Николаевич — Николай Досталь Имя при рождении: Николай Николаевич Досталь Дата рождения: 21 мая 1946(1946 05 21) (66 лет) Место рождения: Москва, СССР …   Википедия

  • Коля — перекати поле …   Википедия

  • Коля — перекати поле — Жанр …   Википедия

  • Список программ телеканала НТМ — Перечень программ, выходивших или выходящих на ярославском телеканале НТМ с 2006 по 2010 год. Содержание 1 Архивные программы собственного производства 2 Программы …   Википедия

  • АКСЕНОВ Алексей Васильевич — (р. 18 сентября1960), художник. Окончил художественный факультет ВГИКа (1983). Работал на киностудии «Мосфильм». 1989  Визит дамы (см. ВИЗИТ ДАМЫ) 1990  Облако рай (см. ОБЛАКО РАЙ) 1991  Тень, или Может быть, все обойдется (см. ТЕНЬ, ИЛИ МОЖЕТ… …   Энциклопедия кино


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»