- О ЛЮБВИ (1970)
-
«О ЛЮБВИ», СССР, киностудия им. М. Горького, 1970, цв., 77 мин.
Мелодрама.
Эта картина — в лучшем смысле слова ни о чем и сразу обо всем. В ней ничего не происходит, если не считать, что изо дня в день течет жизнь молодой женщины Галины, реставратора в Павловском дворце, которая любит не того, кто любит ее, и может быть, сама не знает, чего она действительно хочет и о чем мечтает. Лучшие сцены — внесюжетные, сопровожденные эмоциональной лирической музыкой Евгения Крылатова или решенные на недоговорках, вообще при помощи жестов героев, разделенных между собой стеклянной стеной, будто это общение глухонемых. Сразу же возникает перекличка с очень известной и даже модной в 60-е годы короткометражкой «Двое» того же Богина и с юной Федоровой в роли глухонемой девушки. Разумеется, доля мелодраматизма в истории несостоявшейся любви способствовала тому, что еще одно киностихотворение или вольный музыкальный этюд (опять же — городской романс) создателей «Двое» вполне неплохо прошел в прокате. Хотя у зрителей могло после просмотра остаться некоторое чувство легкого недоумения: с кем же теперь свяжет свою судьбу современная «разборчивая невеста»? Еще удивительнее то, что подобный вопрос, кажется, возникает у профессиональных критиков и сейчас, когда они знакомятся с фильмом «О любви» спустя четверть века. Получается как в известном гадании на ромашке: «Любит-не любит, плюнет-поцелует, к сердцу прижмет к черту пошлет». По этому случаю специально пересмотрев картину (тем более держа в уме немаловажные факты — Богин и Федорова вскоре эмигрировали из СССР, а Юрий Клепиков, автор запрещенной «Истории Аси Клячиной», сочинил параллельно со сценарием «О любви» еще одну как бы мелодраму «Мама вышла замуж»), можно все-таки почувствовать, что вот эта самая неопределенность чувств — есть выражение некой подвешенности и растерянности в обществе, когда одна эпоха неуловимо и непредсказуемо сменила другую. Конец иллюзий «шестидесятников», начало эфемерного и в то же время вязкого периода застоя. Любопытно, что недоступного возлюбленного героини сыграл молодой Олег Янковский, который через 13 лет предстанет «лишним героем нашего времени» в фильме «Полеты во сне и наяву». Зрительский успех — 13, 9 млн.
В ролях: Виктория Федорова (см. ФЕДОРОВА Виктория Яковлевна), Сергей Донцов (см. ДОНЦОВ Сергей Симонович), Элеонора Шашкова (см. ШАШКОВА Элеонора Петровна), Владимир Тихонов (см. ТИХОНОВ Владимир Вячеславович), Валентин Гафт (см. ГАФТ Валентин Иосифович), Олег Янковский (см. ЯНКОВСКИЙ Олег Иванович), Александр Кавалеров (см. КАВАЛЕРОВ Александр Александрович), Людмила Аринина (см. АРИНИНА Людмила Михайловна), Станислав Чуркин (см. ЧУРКИН Станислав), Нина Мамаева (см. МАМАЕВА Нина), Элеонора Александрова, Елена Соловей (см. СОЛОВЕЙ Елена Яковлевна), Биби Андерсон, Катя Богина, Георгий Тейх (см. ТЕЙХ Георгий Николаевич).
Режиссер: Михаил Богин (см. БОГИН Михаил Синаевич).
Авторы сценария: Юрий Клепиков (см. КЛЕПИКОВ Юрий Николаевич), Михаил Богин (см. БОГИН Михаил Синаевич).
Оператор: Сергей Филиппов (см. ФИЛИППОВ Сергей Петрович).
Художники-постановщики: Андрей Валерианов, Марк Горелик (см. ГОРЕЛИК Марк Борисович).
Композитор: Евгений Крылатов (см. КРЫЛАТОВ Евгений Павлович).
Звукорежиссер: Станислав Гурин (см. ГУРИН Станислав).
Монтаж: Мария Родионова.
Энциклопедия кино. 2010.