- НЕПРИСТОЙНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
-
«НЕПРИСТОЙНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» (Indecent Proposal) США, 1993, 118 мин.
Драма, мелодрама.
Несмотря на то, что этот фильм пользовался громким успехом в США и других странах, а может быть, именно потому, что Эдриан Лайн излишне потакает порой неприлично простым запросам зрителей, «Непристойное предложение» кажется произведением неиспользованных возможностей и несбывшихся ожиданий. В отдельные моменты режиссеру удается развить свои излюбленные мотивы из предыдущих работ «любовной тематики» — «Танец-вспышка», «Девять с половиной недель», «Роковое влечение».
Впрочем, и в них, особенно в двух первых, можно заметить уступки не только развлекательно-видеоклипному кино, но и стилистике кича, дешевого и примитивного обыгрывания завлекательных и пикантных деталей интимной жизни. Однако, Лайн, памятуя о крайне скромном коммерческом результате в США провокационной ленты «Девять с половиной недель», сдерживает себя во все же консервативных рамках, «напирая» на мелодраматичность и романтичность истории.
Какая из женщин, даже оскорбившись первоначально, все-таки не оценит широкий жест красавца-миллиардера Джона Гейджа (к тому же в исполнении Роберта Редфорда, любимца женской и мужской публики вот уже на протяжении 25 лет), который предлагает очаровательной Дайэн провести ночь любви за миллион долларов, причем с согласия ее мужа, архитектора Дейвида Мерфи. Внимание искушающе романтичного героя не может не льстить женскому самолюбию и внушить Дайэн состояние бессознательной влюбленности в принца-соблазнителя. Мифологическая Диана-охотница сама оказывается в плену неожиданных страстей. В эту минуту картина обретает неуловимый подтекст, второй план, позволяющий иначе взглянуть на вроде бы бесхитростную ситуацию адюльтера, в которой немаловажное значение имеют и красота, и богатство «дьявола во плоти». Не является ли Джон Гейдж «врагом из постели» согласно новой моде на мелодраматически-эротические триллеры (ведь Эдриан Лайн с «Роковым влечением» стоял у ее истоков, а рекорд посещаемости этой ленты не превзошел даже «Основной инстинкт»)? Может ли непреодолимая страсть к равно манящим и телу, и «золотому тельцу» затмить искреннюю любовь к внешне не столь эффектному и лишенному состояния мужу? Насколько далеко способны зайти супруги в обоюдном стремлении не стеснять свободу друг друга (уже в фильме «Девять с половиной недель» возник вопрос о границах допустимых вольностей в отношениях возлюбленных)? Но развязки необычных обстоятельств вмешательства «третьего лишнего» в брачно-любовный союз грешат невыносимой банальностью, сентиментальной преувеличенностью. Отдельные фразы режут слух из-за своей непростительной слащавости, которая почти закономерно отождествляется с невероятной пошлостью. А некоторые сцены просто поражают безвкусицей, как, например, ставший уже притчей во языцех эпизод любви в постели, заваленной долларами. Недопустимые для явно талантливого режиссера просчеты снижают художественное впечатление.
Лента превращается в обычный продукт массового кино, для которого удовлетворение сиюминутных потребностей зрителей важнее стремления обнаружить новый смысл в том, что известно всем.
Сергей Кудрявцев
В ролях: Роберт Редфорд (см. РЕДФОРД Роберт), Деми Мур (см. МУР Деми), Вуди Хэррелсон (см. ХЭРРЕЛСОН Вуди), Сеймур Кэссел, Оливер Плэтт, Билли Боб Торнтон, Рип Тейлор.
Режиссер Эдриан Лайн (см. ЛАЙН Эдриан).
Энциклопедия кино. 2010.