НЕВЕСТА БЫЛА В ЧЕРНОМ

НЕВЕСТА БЫЛА В ЧЕРНОМ

«НЕВЕСТА БЫЛА В ЧЕРНОМ» (La mariee etait en noir) Франция — Италия, 1968, 107 мин.
Детектив, драма, триллер.
«Невеста была в черном» — дань почести «маэстро саспенса», самое «хичкоковское» произведение французского режиссера Франсуа Трюффо, совсем не ученическое подражание, а талантливая, блестящая вариация на темы, стилевые особенности и кинематографические открытия Альфреда Хичкока. Например, в музыке жанр фантазии или вариации — вполне заслуженный и высокохудожественный пример творческого переложения одним композитором мотивов и мелодий другого. Кстати, и лента Трюффо выстроена как музыкальная пьеса, некое сочинение для виолончели с оркестром. И одна из блистательнейших сцен, разыгранная, будто по нотам, происходит во время концерта в театре (между прочим, в этом тоже есть отсылка к Хичкоку, например, к двум версиям его фильма «Человек, который слишком много знал»).
Картина поставлена по произведению Уильяма Айриша, которого тоже экранизировал выдающийся англо-американский режиссер («Окно во двор»). Главная героиня, таинственная женщина Жюли, по очереди расправляющаяся с пятью мужчинами, один из которых мог убить ее мужа во время выхода из церкви после брачной церемонии, является и жертвой, и преступницей. Сочетание невинности и виновности в одной персоне подчеркнуто уже в названии: «Невеста была в черном». Противопоставление белого и черного, как разных цветов и различных сторон человеческой натуры, присутствует на всем протяжении действия. В качестве замечательного примера можно привести кадр с белым газовым шарфом бывшей невесты, который долго летает в воздухе над городом после совершения ею очередного убийства на смотровой площадке (здесь содержится намек на хичкоковское «Головокружение»).
Нет необходимости детально разбирать: где и как Франсуа Трюффо вставляет перекликающиеся с творчеством мастера страха и черного юмора сцены. Важнее, что французскому режиссеру удается передать и его манеру специфически и в совершенно неожиданных местах подшучивать над предположениями зрителей. Отдельная тема — соотношение фильма Трюффо с его собственными работами, безусловная рифмовка с другими опытами в криминальном жанре («Стреляйте в пианиста», «Сирена с «Миссисипи», вновь по Айришу, «Скорей бы воскресенье!», в нашем кинопрокате — «Веселенькое воскресенье»). В то же время он иронически перефразирует свои излюбленные мотивы и навязчивые идеи, воплощенные в более личных произведениях. В частности, появление Жанны Моро в роли Жюли — явная отсылка к образу Катрин из ленты «Жюль и Джим», где в финале, сидя рядом с Джимом, она направляла машину вниз с разрушенного моста.
Героини Франсуа Трюффо, даже такие «роковые», по высшему счету правы, более того — невинны, потому что в их самых непредсказуемых и вовсе недобродетельных поступках все равно виноваты мужчины, которые не нашли «мирного исхода» из запутанных ситуаций.
Сергей Кудрявцев
В ролях: Жанна Моро (см. МОРО Жанна), Клод Риш, Жан-Клод Бриали (см. БРИАЛИ Жан-Клод), Мишель Буке, Микаэл Лонсдаль, Шарль Деннер.
Режиссер Франсуа Трюффо (см. ТРЮФФО Франсуа).

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "НЕВЕСТА БЫЛА В ЧЕРНОМ" в других словарях:

  • Невеста была в черном (фильм) — Невеста была в чёрном La mariée était en noir Жанр драма Режиссёр Франсуа Трюффо Автор сценария …   Википедия

  • Новобрачная была в черном — Невеста была в чёрном La mariée était en noir Жанр драма Режиссёр Франсуа Трюффо Автор сценария …   Википедия

  • Новобрачная была в черном (фильм) — Невеста была в чёрном La mariée était en noir Жанр драма Режиссёр Франсуа Трюффо Автор сценария …   Википедия

  • БРИАЛИ Жан-Клод — БРИАЛИ (Brialy) Жан Клод (р. 30 марта 1933), французский актер и режиссер. Родился в Алжире в семье французского офицера. Мечтал стать актером, выступал в театре. Во время службы в армии друзья повезли его посмотреть провинциальную постановку… …   Энциклопедия кино

  • МОРО Жанна — МОРО (Moreau) Жанна (р. 23. 01. 1928), французская актриса. Мать английская балерина, танцевавшая на сцене мюзик холла «Фоли Бержер». В детстве Моро мечтала тоже стать балериной. Но потом увлеклась театром. Училась на курсах Дени д Инеса, потом в …   Энциклопедия кино

  • ТРИЛЛЕР (жанр) — ТРИЛЛЕР (англ. thriller, от thril вызывать трепет), по определению Р. Макдональда, в детективе действие движется во времени назад, к разгадке; в триллере вперед, к катастрофе. Разграничить эти жанры не всегда легко, и один часто содержит элементы …   Энциклопедия кино

  • Жанна Моро — Jeanne Moreau На постере к фильму «Дневник горничной» (1964). Дата рождения: 23 января 1928 Место рождения …   Википедия

  • Моро Жанна — Жанна Моро Jeanne Moreau На постере к фильму «Дневник горничной» (1964). Дата рождения: 23 января 1928 Место рождения …   Википедия

  • ТРЮФФО Франсуа — (Truffaut, Franois) (1932 1984), французский кинорежиссер. Его первый полуавтобиографический фильм 400 ударов (Les Quatre Cents Coups, 1959) ознаменовал начало эры творческих экспериментов в кинематографе, известной как французская новая волна .… …   Энциклопедия Кольера

  • СИРЕНА С «МИССИСИПИ» — «СИРЕНА С «МИССИСИПИ» (La sirene du Mississippi) Франция Италия, 1969, 120 мин. Мелодрама, детектив. Вторая картина Франсуа Трюффо по произведениям Уильяма Айриша, созданная как дань признательности Альфреду Хичкоку, хотя она и посвящена Жану… …   Энциклопедия кино


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»