- МЫС СТРАХА
-
«МЫС СТРАХА» (Cape Fear) США, 1991, 130 мин. Триллер.
В 1962 году вышел триллер Джека Ли Томпсона «Мыс страха» (по роману Джона Макдоналда «Палачи»), рассказав о подонке Максе Кейди, который отсидел восемь лет за попытку изнасилования женщины ночью на автостоянке и решил изощренно отомстить случайному свидетелю, адвокату Сэму Боудену и его семье — жене Ли и шестнадцатилетней дочери Дэниел. Картина не пользовалась зрительской популярностью, лишь заслужив хорошие отзывы критиков. «Эмблин Энтертейнмент», фирма Стивена Спилберга, предложила Мартину Скорсезе сделать римейк, но он долго отказывался, ссылаясь на неприятие к данному сюжету, особенно к «слишком стереотипной и конфетно счастливой» семье адвоката.
Однако, Роберт Де Ниро, любимый актер и своеобразный «альтер-эго» этого режиссера, сотрудничавший с ним прежде на шести фильмах, очень хотел сыграть роль негодяя Кейди. Можно сказать, что лента Скорсезе в немалой степени выигрывает благодаря присутствию Де Ниро, перевоплощающегося в подлинное «исчадие ада», некое дьявольское создание, персонифицированную силу Зла. Актер уже представал на экране в облике замаскированного Люцифера в мистическом триллере «Сердце Ангела» Элана Паркера. Но в «Мысе страха» Де Ниро безжалостно лишает Кейди таинственного, мрачно-романтического ореола, развенчивает его фальшивую демагогию и неуемные претензии на роль самого Провидения, вершащего Страшный Суд, наконец, подчеркивает невольную связь, которая существует с другими ролями, прежде всего в рамках сквозной актерской темы, развитой не без влияния Скорсезе.
Критики осуждали режиссера за явную коммерческую ориентацию (действительно, «Мыс страха» стал самым успешным по кассовым результатам — $39 млн прокатной платы — в кинобиографии Скорсезе), «фрейдизацию» сценария (сам постановщик не без насмешки употреблял термин «католизация» — ради идеи искушения и наказания греха повествование было дополнено массой скандально-провокационных, смущающих ханжеские представления перверсивных деталей из прошлого и настоящего героев). Небеспорочные жертвы, притягивающие к себе жаждущего не столько мести, сколько безграничной власти над людьми отъявленного подлеца с комплексом вселенского мессии, могут показаться уродливыми натурами, которые заслуживают иной — Божьей — кары. А самозванный судия, возомнивший себя демиургом всех религий и политических утопий (портреты и вся обстановка в его тюремной камере, всевозможные наколки на теле, да и речь «уголовного философа», начитанного за 14 лет срока, свидетельствуют о мании величия садиста местного масштаба), вообще способен вызвать разные чувства — от брезгливости до ощущения пародийности характера. В зависимости от этого реакция на картину двояка, но в каждом случае легко обвинить Скорсезе в издевательстве над зрителями, которые все-таки проявили большой интерес к новому варианту «Мыса страха» — и отнюдь не из-за одного стремления к «запретному плоду», подобно юной Дэниел, неудержимо влекомой к опасным страстям.
Вглядевшись внимательнее в суть изменений и в авторскую трактовку, можно увидеть своеобразную перекличку «Мыса страха» с «Таксистом», несомненно признанным большинством критиков. Шофер Трэвис, одержимый благородным порывом очищения мира от скверны, помимо по-особому понятых христианских заповедей, пытался следовать заветам дзэн-буддизма, в практическом плане — самурайскому кодексу бусидо.
Ему удается спасти двенадцатилетнюю девочку от занятий проституцией, перестреляв для этого несколько сутенеров — но в результате после выхода из клиники таксист вновь возвращается в никуда не исчезнувший ад, в который даже не надо «мостить дорогу».
Новый персонаж Де Ниро представляет уже оборотную, оборотническую сторону этого типа, у которого благие намерения превратились в болезненное желание самоутверждения, в жажду жестокого диктата, подавления других из-за собственной несостоятельности. Мечта об абсолютной власти, о карающей деснице Господа делает его жалким заложником своих же униженных инстинктов, рабом низменных помыслов, зверем буйных рефлексов. Человек вырождается в нелюдя, дьявольское берет верх над разумом. Мыс страха — как узкая грань между двумя мирами, двумя сущностями. Так легко ее переступить — посчитать себя вправе судить чужие грехи: ведь благополучный адвокат, по версии Скорсезе, тоже причастен к происшедшему, хотя бы потому, что на суде утаил ряд подробностей о прежней жертве Кейди, а при новой встрече с ним сразу пожелал откупиться, тем самым косвенно признав свою вину.
Сергей Кудрявцев
В ролях: Роберт Де Ниро (см. ДЕ НИРО Роберт), Ник Нолти (см. НОЛТИ Ник), Джессика Лэнг (см. ЛАНЖ Джессика), Джульетт Льюис (см. ЛЬЮИС Джульетт), Джо Дон Бейкер, Роберт Митчум (см. МИТЧУМ Роберт), Грегори Пек (см. ПЕК Грегори), Мартин Болсам.
Режиссер Мартин Скорсезе (см. СКОРСЕЗЕ Мартин).
Энциклопедия кино. 2010.