- МУСУЛЬМАНИН
-
«МУСУЛЬМАНИН», Россия, В.В.С./РОСКОМКИНО, 1995, цв., 110 мин.
Драма.
В. Хотиненко задумал, если не энциклопедию русской жизни, то энциклопедию жанров и стилей. Эстетическая смесь рвет картину на куски, склеить которые так же трудно, как и слышать чужую молитву, разносящуюся по долинам и по взгорьям русской деревни. Розово-черная стилистика «Мусульманина» с надрывной шукшинской нотой в сочетании с рискованно проинтонированной пасторалью из «Пиковой дамы», с «Песней о Родине» Дунаевского и с попсовой «Америкой-разлучницей» не разрешает эту простую историю в целостное высказывание. Стилистическую разноголосицу в «Мусульманине» цементирует и не «красота родного пейзажа» (оператор А. Родионов) с прозрачными, промытыми на отменной пленке полевыми цветочками, туманными далями и крутым речным берегом, а Нина Усатова с Александром Балуевым. Родина-мать и уголовник-сын. Актриса забытого эпического дыхания. Актер настоящего трагического дарования с очень разными возможностями для русского народного и классического репертуара.
То, что в деревне русский — русский, такая же банальность, как и легендарное свойство быть русскому в Германии немцем, ну, а в Афганистане — афганцем. Религиозные разборки в последнем фильме Хотиненко не при чем. Они здесь всего лишь псевдоним бытового, а не идеологического противостояния. Между эмблематичным образом Родины--матери, еле таскающей натруженные ноги, ее пропойцем--сыном и сыном, воскресшим в афганском плену, по сути покойником, но прибывшим домой мусульманином, — перебор более или менее эффектных эпизодов. Зрителям объясняют: дело не в том, что русский по традиции пьет, а мусульманин не пьет, не курит и не в том, что «чужого» (своего) непременно должны убить свои («чужие»), а в том, что «хороший» — мертв, а «плохие» — живехоньки. И сохраниться могут только самоистребляясь. В фильме Хотиненко ритуал еще больше, чем Восток, — дело тонкое. Именно он структурирует нежить деревни в подобие жизни, равно, как в плену обеспечил воскресение героя, которого сыграл Е. Миронов.
Режиссер снимает не патриархальную деревню. В ней по речке плывут доллары, за которыми бросается все население, состоящее из убогих, несчастных и варваров. Этот вставной, казалось бы, искусственный эпизод гораздо точнее воспроизводит мифологию, то есть сверхреальность деревни, нежели до косточки вжившийся в роль артист Миронов и даже по видимости актуальный сюжет, в котором очень зыбкая граница между сущим и липой.
Существует широко распространенное мнение, что Д. Астрахан снимает массовое кино — все по лекалам, присущим ожиданиям публики. У Хотиненко с Усатовой и Балуевым был шанс сделать народнее. Ведь в остатке фильма — благодушный призыв великого гуманиста кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно». Русские, юристы, нанайцы, калмыки, афганцы и Павлы (Савлы). В итоге — приз экуменического жюри, который режиссер не получил, но, вероятно, должен был получить.
В ролях: Евгений Миронов (см. МИРОНОВ Евгений Витальевич), Нина Усатова (см. УСАТОВА Нина Николаевна), Александр Балуев (см. БАЛУЕВ Александр Николаевич), Евдокия Германова (см. ГЕРМАНОВА Евдокия Алексеевна), Александр Песков (см. ПЕСКОВ Александр Васильевич), Иван Бортник (см. БОРТНИК Иван Сергеевич), Владимир Ильин (см. ИЛЬИН Владимир Адольфович), Петр Зайченко (см. ЗАЙЧЕНКО Петр Петрович), Сергей Тарамаев (см. ТАРАМАЕВ Сергей Иванович), Иван Агафонов (см. АГАФОНОВ Иван), Леонид Окунев, Валентина Светлова (см. СВЕТЛОВА Валентина Ильинична), Варвара Шабалина (см. ШАБАЛИНА Варвара), Владимир Бухарев.
Режиссер: Владимир Хотиненко (см. ХОТИНЕНКО Владимир Иванович).
Автор сценария: Валерий Залотуха (см. ЗАЛОТУХА Валерий Александрович).
Оператор: Алексей Родионов (см. РОДИОНОВ Алексей Борисович).
Художник-постановщик: Александр Попов (см. ПОПОВ Александр Леонович).
Композитор: Александр Пантыкин (см. ПАНТЫКИН Александр).
Исполнение песен: Евгения Смольянинова (см. СМОЛЬЯНИНОВА Евгения).
Звукорежиссер: Сергей Сашнин (см. САШНИН Сергей Петрович).
Монтаж: Светлана Тарик.
Продюсеры: Владимир Хотиненко (см. ХОТИНЕНКО Владимир Иванович), Владимир Репников (см. РЕПНИКОВ Владимир Алексеевич).
Приз за лучшую мужскую роль (А.Балуеву), приз за лучшую женскую роль (Н.Усатовой) ОРКФ «Кинотавр-95» (Сочи); Главный приз жюри (вторая по значению награда) МКФ в Монреале-95; Призы жюри игровых фильмов за лучшую режиссуру (В.Хотиненко), лучший сценарий (В.Залотуха), лучшую женскую роль (Н.Усатова) МКФ «Золотой Витязь» (Москва-95); Призы Кинопрессы за 1995: лучший фильм (поровну с «Особенностями национальной охоты» и «Прибытием поезда»), лучшая актриса (Н.Усатова), лучший актер (Е.Миронов, поровну с С.Маковецким); Выдвинут от России на соискание премии «Оскар»; Призы Киноакадемии «Ника» за 1995 год в категориях: лучшая сценарная работа (В.Залотуха), лучшая женская роль (Н.Усатова), лучшая роль второго плана (А.Балуев); Номинации на приз «Ника» за 1995 год в категориях: лучший фильм, лучшая режиссерская работа (В.Хотиненко), лучшая мужская роль (Е.Миронов), лучший оператор (А.Родионов), лучшая музыка к фильму (А.Пантыкин); Приз жюри кинокритиков МКФ «Сталкер-96» (Москва).??
Энциклопедия кино. 2010.