- МОНТАЖ ДОМАШНЕГО ВИДЕО
-
МОНТАЖ ДОМАШНЕГО ВИДЕО, этап создания видеофильма, следующий, как правило, после проведения видеосъемок. Включает отбор отснятых фрагментов в соответствии с авторским замыслом, склейку отдельных фрагментов в единое целое, перезапись фонограмм и др.
Появление возможности видеомонтажа коренным образом изменило всю стратегию и тактику видеосъемки, позволив не так строго подходить к отбору объектов или отдельных эпизодов непосредственно во время съемки. Кроме того, монтировать фильм можно даже спустя несколько дней или месяцев после съемки.
Монтажный ритм видеофильма, создаваемый благодаря определенному чередованию отдельных эпизодов и подбором времени просмотра каждого из них, усиливает воздействие отснятого материала на зрителей. Существует довольно много монтажных приемов, разработанных профессиональными операторами, которыми могут успешно воспользоваться и любители. Различают три основных приема монтажа:
последовательно-временной, при котором все кадры фильма монтируются в порядке логического развития сюжета (это наиболее простой прием, соответствующий повествовательной форме рассказа);
параллельный (по ходу действия), позволяющий показать события таким образом, чтобы зрители воспринимали их как происходящие одновременно;
сравнительный, позволяющий создать определенный видеообраз. Существуют и другие, более сложные, методы монтажа («строящийся», ассоциативный, интеллектуальный и т. п.).
Видеомонтаж без компьютера
Для осуществления видеомонтажа необходимы видеокамера и видеомагнитофон (или пишущий видеоплеер). Самый простой и быстрый способ осуществления видеомонтажа заключается в перезаписи видеокассеты с видеокамеры на видеомагнитофон, учитывая при этом, что некоторые видеокамеры и видеомагнитофоны позволяют набирать титры. Однако при демонстрации такого фильма выясняется, что при каждом просмотре необходимо его комментировать, кроме того, большая часть отснятого материала — это полы, стены, асфальт, а из записанных звуков лучше всего получились взволнованное дыхание оператора и нежное жужжание трансфокатора.
И все-таки при определенных навыках даже на устаревшей аналоговой аппаратуре можно добиться неплохих результатов. Для монтажа можно использовать обыкновенный стол, пододвинув его ближе к телевизору. Видеокамеру необходимо подключить к видеомагнитофону (работать лучше с оригинальной видеокассетой и видеокамерой — при записи первая копия получится с хорошим качеством), а видеомагнитофон — к телевизору. Если видеомагнитофон не имеет функции аудиомонтажа (перезаписи звукового сопровождения), нужно приготовить и источник звукового сигнала (аудиомагнитофон, CD-плеер, музыкальный центр или компьютер со звуковой платой). Причем следует учитывать, что аудиовход видеомагнитофона рассчитан на сигнал с линейного выхода звукового устройства (при максимальной громкости напряжение звукового сигнала не должно превышать 0,2 вольта). При переключении звуковых разъемов от видеокамеры или от источника звука (в режиме «пауза») одновременно с монтажом записывается и фонограмма.
Чтобы получившаяся запись была непрерывной (без пропадания картинки и без мельтешения синхрополос при переходе от кадра к кадру) необходимо работать на клавише «пауза» видеомагнитофона — запись при этом получится аккуратной, а переходы между кадрами — незаметными. Следует учесть, однако, что время работы видеомагнитофона в этом режиме ограничено пятью-шестью минутами, после чего он автоматически останавливается (в этом режиме видеопленка стоит на месте, готовая к новой записи, а вращающаяся видеоголовка крутится по ней непрерывно — сделано это для того, чтобы не повредить пленку, а также головку магнитофона). В связи с этим ограничением все операции, связанные с монтажом, необходимо продумывать заранее: просмотреть исходные видеокассеты, определить места начала и конца эпизодов, а также порядок записи фрагментов, установив перед началом показания счетчика на видеокамере на ноль (содержание и показания счетчика — начало и конец — тех кадров, которые будут использованы в фильме, лучше записать). Для более точной стыковки кадров необходимо сделать пробу на определение времени перехода видеомагнитофона из режима паузы в режим записи (чтобы при добавлении очередного кадра с видеокамеры на видеомагнитофон не потерять начало монтажного кадра). Пробу можно сделать несколькими способами. Самый простой: записать камерой на небольшом свободном участке ленты изображение циферблата с секундной стрелкой (2—3 мин); затем перемотать ленту на начало этого кадра и подготовить магнитофон к записи (на «паузе»); запустить камеру в режиме воспроизведения и, когда секундная стрелка на часах станет точно на 12 или 6 (число значения не имеет, важно, чтобы его запомнить), снять магнитофон с паузы. Повторить это действие необходимо несколько раз. С момента нажатия на кнопку «пауза» до начала записи проходит какое-то время, и это можно увидеть на экране — кадр будет начинаться не после нажатия на кнопку «паузу», а на полторы-две секунды позже. Это означает, что при монтаже следует запускать магнитофон на полторы-две секунды раньше.
Процесс монтажа происходит следующим образом: видеокамеру необходимо подмотать на начало первого фрагмента и поставить на «паузу», включить видеомагнитофон на запись, а видеокамеру — на воспроизведение, в конце фрагмента нажать кнопку «пауза» на видеомагнитофоне и (не дольше пяти минут) готовить следующий фрагмент: прокрутить пленку в видеокамере на начало следующего кадра, при необходимости поменять видеокассету, перевести видеокамеру в режим съемки для записи титров, если нужно, переключить звуковой канал с видеокамеры на источник звукового сопровождения (или наоборот). И, если осталось время до автоматического отключения видеомагнитофона, записать следующий фрагмент — в конце фрагмента нажать кнопку «пауза» на видеомагнитофоне, и так до конца.
Способ может показаться сложным, но он не требует ни компьютера, ни другой аппаратуры, причем качество записи не ухудшается, а монтаж видеофильма можно вести всей семьей за одним «монтажным» столом (один занимается видеокамерой, другой — звуковой аппаратурой, третий следит за временем).
Видеомонтаж с компьютером
Способы видеомонтажа с применением компьютера зависят от имеющейся аппаратуры и от поставленных целей. При наличии аналоговой видеокамеры и обычного Pentium достаточно приобрести специальную видеокарту с аналоговыми видеовходом и видеовыходом (для подключения аналоговой видеокамеры или видеомагнитофона и для записи с компьютера на видеомагнитофон или просмотра прямо на экране телевизора).
С помощью такой платы можно оцифровать и сохранить видеосъемку на жестком диске для дальнейшей обработки (чем больше диск, тем больше фрагментов видеозаписи можно сохранить, приблизительно 10—20 Ггб). Программы захвата видео, поставляемые вместе с видеокартами, позволяют при оцифровке вводить различные параметры сжатия, которыми можно заметно сократить объем готового файла, задать его тип и изменить размер экрана. Но если монтаж полностью не окончен, при перегонке файла лучше совсем не сжимать, но если сжатие необходимо, его вид (который позволит продолжить дальнейшую обработку и монтаж) следует определить опытным путем (записывая маленький кусочек, с разными параметрами).
Для монтажа и обработки уже оцифрованного видеофайла есть специальные программы, например Adobe Premiere. Эта программа позволяет монтировать на специальном монтажном столе фрагменты видеофайлов в любом порядке с точностью до отдельного кадрика, сделать плавные переходы между кадрами, подмонтировать звук (звуковые файлы также должны быть в цифровой форме), есть специальное окно для набора и редактирования титров. Вот лишь несколько преимуществ, иллюстрирующих возможности Adobe Premiere:
— просмотр исходного и монтируемого материала (клипа) в удобных окнах монитора;
— захват, скрытие, просмотр и прочие манипуляции легко делаются прямо в окне монтажного стола (Timeline);
— трехточечное редактирование в окне монитора;
— подготовка звуковых дорожек студийного качества с использованием 21-го профессионального звукового фильтра;
— создание трехчасового видеоматериала с полной синхронизацией звука и изображения.
После монтажа и сохранения в виде проекта смонтированного фрагмента (в Adobe Premiere он называется клипом) его можно экспортировать (или целиком, или маленький кусочек, или отдельный кадрик). При экспорте можно задавать алгоритмы и параметры сжатия. Например, чтобы вставить видеоклип на свою интернетовскую страничку или вложить его в письмо, необходимо выбрать следующие параметры: сохранить рабочую область (размер рабочей области устанавливается на монтажном столе), качество сжатия (2 процента), вид компрессии (Indeo video 5.06), сохранить как Microsoft AVI. При этих параметрах клип длиной 10—15 секунд займет объем менее 1 Мб.
Для экспорта клипа c последующей записью на CD-диск (для дальнейшего просмотра на компьютере) коэффициент сжатия можно установить 50, размер экрана можно увеличить до 640х480, а размер файла — сколько позволяет место на CD. Для экспорта на видеомагнитофон подвергать сжатию клип вообще нет необходимости.
Видеомонтаж с компьютером и цифровой камерой
При наличии цифровой видеокамеры можно приобрести, например, Ulead MediaStudio Pro 6.0 — это первый из профессиональных по своим возможностям редакторов, который поддерживает формат DV Type-1, используемый в самих видеокамерах. Он довольно прост в освоении. Его возможности как редактора видео наиболее полно удовлетворяют запросы любителей и небольших телевизионных студий.
Вышедший в январе 2001 Adobe Premiere 6.0 с поддержкой DV-оборудования не имеет таких возможностей, как MediaStudio Pro 6.0, но позволяет за счет подключаемых модулей (plug-in) существенно расширить свои функции редактирования видео и при желании работать в профессиональной среде Adobe Premiere 6.0. Удобна в работе и операционная система Windows 2000 Professional, так как она не требует установки каких-либо внешних драйверов для поддержки IEEE-1394 и не имеет ограничения на размер файла, что позволяет редактировать фильмы, длительность которых зависит только от размера диска.
Энциклопедия кино. 2010.