- МИССИЯ
-
«МИССИЯ» (The Mission) Великобритания — Италия, 1986, 125 мин.
Исторический фильм, приключенческий фильм.
Вне определенного контекста этот фильм кажется обычной исторической лентой, повествующей о миссионерской деятельности иезуитов в Южной Америке в 1750 году, которые обращали в христианскую веру племена индейцев гуарани. Они жили на территории, которая ныне поделена между Уругваем, Парагваем, Аргентиной и Бразилией. Подход к анализу картины с позиции верности фактам, соответствия действительности неминуемо повлечет за собой ряд придирок, обвинений в искажении правды, более того, в расистской направленности произведения, о чем можно было судить по раздраженным откликам в бразильской прессе.
В то же время в дискуссии о фильме промелькнули трезвые догадки об истинном замысле режиссера, который на примере судьбы племени гуарани хотел показать «первый Вьетнам» и «эмоционально проникнуть», по его словам, в эту трагедию народа, беззащитного перед другой цивилизацией. Предыдущая лента Роланда Жоффе «Поля смерти», рассказавшая о терроре «красных кхмеров» в Кампучии, внутренне связана со второй работой в кино талантливого английского режиссера. Он стремится подчеркнуть актуальность сюжета из 18 века для реальности современной Латинской Америки, где продолжается борьба за свободу и люди противостоят насилию, как это было во Вьетнаме или в Кампучии.
Иезуит Габриэль пытается со смирением и любовью завоевать доверие индейцев, создать в джунглях утопическую христианскую общину. А Мендоса, охотник за рабами-индейцами, однажды вдруг потерял всякий смысл жизни и вновь обрел его лишь после изнурительного обряда покаяния. Эти две истории словно подготавливают зрителей к самому главному моменту картины, ради которого она, может, и снята. Отказ Габриэля и Мендосы подчиниться воле епископа, вступившего в соглашение с португальскими колонизаторами, приводит к кровопролитию, жестокому уничтожению миссии португальцами. Образы главных героев, приносящих себя в жертву идее, приобретают широкий нравственный масштаб. По высказыванию Жоффе, он делал фильм о «красоте жертвоприношения», о «желании самопожертвования, которое мы давно утратили». Поэтому название, имеющее в английском языке конкретный смысл (миссия — как место, где основали иезуиты свою религиозную общину), получает метафорическое значение: миссия — это высшее предназначение человека.
Оказавшись на одном кинофестивале в Канне и перекликаясь во многом с проблемами последнего произведения Андрея Тарковского «Жертвоприношение», лента «Миссия» была удостоена главного приза, хотя ФИПРЕССИ и экуменическое жюри отдали предпочтение фильму нашего соотечественника. Визуальный дар оператора Криса Менгеса, снявшего эту картину Роланда Жоффе более живописно и многокрасочно, в отличие от «Полей смерти», вновь был отмечен премией «Оскар». В прекрасном актерском дуэте исполнителей главный ролей, особенно поражает (в очередной раз!) Роберт Де Ниро в качестве Мендосы, неподражаемо органичный и убедительный в каждом миге своего пребывания на экране.
Сергей Кудрявцев
В ролях: Джереми Айронс (см. АЙРОНС Джереми), Роберт Де Нupo. Рей Макэнелли (см. ДЕ НИРО Роберт), Филип Боско, Эйдан Куин (см. КУИН Энтони), Роналд Пикап.
Режиссер Роланд Жоффе (см. ЖОФФЕ Роланд).
Энциклопедия кино. 2010.