МИЗЕРИ

МИЗЕРИ


«МИЗЕРИ» (Misery) США, 1990, 104 мин.
Триллер, фильм ужасов.
Пол Шелдон, автор популярных душещипательных сочинений о девушке Мизери, заканчивает в отеле в горах Колорадо очередной роман, в котором решает разделаться со своей героиней. Направившись с рукописью в Нью-Йорк к своему литературному агенту, Шелдон попадает во время снежной бури в автокатастрофу. Его спасает некая Энни Уилкс, живущая в уединенном доме по соседству. Ее странное поведение можно отнести на счет экстравагантности фанатически любящей романы о Мизери скучающей домохозяйки, которая к тому же шокирована смертельным исходом незабвенной героини. Но опытный глаз писателя замечает такие детали, которые свидетельствуют о том, что Энни Уилкс — совсем не та простушка, чье сознание затуманено лишь литературной фантазией. Жизнь Пола Шелдона оказывается под угрозой в тот момент, когда все считают его бесследно исчезнувшим, и писатель должен включиться в своеобразную игру, чтобы попытаться спастись и выжить в непредсказуемой ситуации.
Режиссер Роб Райнер во второй раз обращается к прозе модного и часто экранизируемого писателя Стивена Кинга. В картине «Будь со мной» он привлек зрителей тонким сочетанием забавных и драматических сцен из жизни малолетних искателей приключений и грустной интонацией о потере друзей и связи с детством. В «Мизери» перед нами вновь предстает нетрадиционный Кинг, на самом деле не укладывающийся в тесные рамки «ужасных», «страшных», мистических историй. Редкостный талант создания напряженной, захватывающей, пугающей интриги буквально из ничего, на пустом месте, на фоне бытовых подробностей провинциальной жизни малой Америки сопряжен у Стивена Кинга со способностью к немалой иронии, комически-абсурдному переосмыслению не поддающихся разгадке случаев из обыденной действительности. Мир писателя многомерен и многослоен, находится на зыбкой грани между реальным и ирреальным, правдой и вымыслом. Вот почему удачными в большей степени являются экранизации, в которых соблюдена и точно прочувствована неоднозначность, амбивалентность загадочных, леденящих душу повествований, которые имеют в основе вроде бы объяснимую с житейской точки зрения, приземленную природу («Кэрри», «Сияние»). Или те ленты, режиссеры которых подчеркивают заложенную в рассказах Кинга несерьезную, комедийную трактовку в духе «черного юмора» или «театра абсурда» («Кристина», две первые новеллы в « Кошачьем глазе» ).
Подобно тому, как Стенли Кубрик довел в «Сиянии» конфликт мистического и бытового до философского обобщения, до логического предела, доказав условность и призрачность границ между ними, так и Роб Райнер в «Мизери» добивается впечатляющего эффекта в разрушении рамок между фикцией и реальностью, воображением художника и подлинной жизнью. Все меняется местами, перевертывается, становится абсурдом.
Горе-писатель, попавший в плен читательницы-почитательницы, превращается в марионетку наравне со своей несчастной героиней Мизери и может погибнуть от рук новоявленного демиурга. А остроумный финал окончательно утверждает, что удачливому Полу Шелдону (нет ли тут намека на процветающего романиста Сиднея Шелдона, автора детективов и «мыльно-оперных» сочинений?!) вряд ли суждено избавиться от зависимости на творческом поприще. «Вечному пленнику» доходной литературы будет легче расправляться с надоевшими персонами из настоящей, а не придуманной им самим действительности.
Любопытно, что и иронически-интеллектуальная притча Райнера, и «Сияние», явно непростая, не рассчитанная на широкого зрителя философская вариация на темы «готического романа» о переселении душ, одинаково имели коммерческий успех. Эти фильмы похожи не только внешне (замкнутое пространство в зимнем пейзаже Колорадо), но даже чуть-чуть сюжетно (мотив «безумца» и «жертвы»). Представляя разные грани творчества Стивена Кинга, они оба подтверждают «высокое происхождение» замыслов этого писателя, который все-таки ближе к романтической литературной традиции прошлого, нежели к «однодневным опусам» создателей «бульварного чтива».
Великолепная игра актеров — Джеймса Каана и Кэти Бейтс (она получила премию «Оскар» за лучшую женскую роль), искусно притворяющихся в разных ипостасях своих героев, — позволяет получить еще большее удовольствие от разыгранного «фарса смерти». В нем все трагично и одновременно смешно: заглавное имя, помимо злополучной героини романов, носит забавная домашняя хрюшка с незабываемым подобием улыбки на своем рыле.
Сергей Кудрявцев
В ролях: Джеймс Каан (см. КААН Джеймс), Кэти Бейтс, Лорин Бэколл (см. БЭКОЛЛ Лорин), Ричард Фарнсуорт, Фрэнсис Стерхаген.
Режиссер Роб Райнер (см. РАЙНЕР Роб).

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "МИЗЕРИ" в других словарях:

  • Мизери — Misery Автор: Стивен Кинг Жанр: Психологический триллер …   Википедия

  • Мизери (фильм) — Мизери Misery Жанр …   Википедия

  • Мизери (роман) — Мизери Misery Обложка книги в серии «Стивен Кинг. Собрание сочинений» Автор: Стивен Кинг Жанр: Психологический триллер Язык оригинала: английский Оригинал издан: 1987 …   Википедия

  • Мизери (значения) — Мизери (англ. Misery) многозначный термин. Мизери роман Стивена Кинга. Мизери (фильм) фильм режиссёра Роба Райнера; экранизация одноимённого романа. Мизери, Светлана Николаевна советская и российская актриса театра и кино …   Википедия

  • Мизери (книга) — Издание Название = Мизери Оригинал названия = Misery Изображение: Ширина = 200px Подпись = Обложка книги в серии «Стивен Кинг. Собрание сочинений» Автор = Стивен Кинг Жанр = Психологический триллер Язык = английский Оригинал выпуска …   Википедия

  • Мизери, Светлана Николаевна — Светлана Мизери Имя при рождении: Светлана Николаевна Мизери Дата рождения: 4 сентября 1933(1933 09 04) (79 лет) Место рождения: Москва, СС …   Википедия

  • мизерија — (лат. miseria) 1. беда, неволја, несреќа, скудност, сиромаштија 2. фиг. човек достоен за презир, ништожен човек …   Macedonian dictionary

  • Руби Глум — Ruby Gloom Тип Анимация Жанр чёрная комедия Режиссёр Робин Бадд Студия …   Википедия

  • Сатурн (кинопремия, 1992) — 18 я церемония награждения премии «Сатурн» за заслуги в области фантастики, фэнтези и фильмов ужасов за 1991 год состоялась 13 марта 1992 года. Содержание 1 Победители и номинанты …   Википедия

  • Сатурн (премия, 1992) — << 17 я Церемонии награждения 19 я >> 18 я церемония награждения премии «Сатурн» за заслуги в области фантастики, фэнтези и фильмов ужасов за 1991 год состоялась 13 марта 1992 года. Содержание …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»