- МЕЛОДИИ ВЕРИЙСКОГО КВАРТАЛА
-
«МЕЛОДИИ ВЕРИЙСКОГО КВАРТАЛА», СССР, ГРУЗИЯ-ФИЛЬМ, 1973, цв., 98 мин.
Музыкальная комедия.
По мотивам старинных водевилей и пьес З. Антонава и А. Цагарели.
Этот фильм Георгия Шенгелая появился вслед за более интеллектуальным «Пиросмани». Творчество этого грузинского режиссера вообще можно посчитать разностильным, даже несколько хаотичным из-за того, что он снимал приключенческие ленты («Он убивать не хотел», «Хареба и Гогия»), социальные драмы («Приди в долину винограда») и авторские картины (помимо «Пиросмани» — короткометражка «Алавердоба», «Путешествие молодого композитора» и в какой-то степени «Смерть Орфея», последняя по времени работа младшего из братьев Шенгелая). Кстати, вольное или невольное творческое соперничество Георгия с Эльдаром Шенгелая подвигло каждого из них на неожиданные подчас повороты в режиссерской биографии, хотя трагикомическая манера старшего из братьев все равно представляется более цельной. В то же время и в произведениях Георгия Шенгелая можно найти некую постоянную тягу к опосредованному или прямому обращению к музыке, которая выполняет роль отстраняющего комментатора или как бы непосредственного соучастника событий. В фильме «Мелодии Верийского квартала», созданном на основе музыки Георгия Цабадзе и стихов Мориса Поцхишвили, сразу же увидели образец первого грузинского мюзикла — и за национальное своеобразие, проявленное при интерпретации сугубо американского жанра, наградили одной из первых премий на Всесоюзном кинофестивале. Мелодраматическая история бедного извозчика Павле с двумя малыми дочерьми и неугомонной прачки Вардо из Верийского квартала (Софико Чиаурели, жена режиссера, тоже получила приз за эту роль) — словно озвученные картинки старого Тифлиса. Будто наивные художества гения-самоучки Нико Пиросмани, поданные в более привлекательной для зрителей манере, которая приближалась к эстрадному шлягеру (заметим, что это было еще до всенародного увлечения спетой Аллой Пугачевой песней «Миллион алых роз» — мало кто из поклонников знал, что в ней поэт Андрей Вознесенский намекал на судьбу именно Пиросмани). Конечно, музыкальная лента Шенгелая не стала таким хитом, как «Женщина, которая поет» с Пугачевой или хотя бы как «Душа» с Софией Ротару. Она всего лишь ненамного по сборам в прокате опередила почти параллельно вышедшую трагикомедию «Чудаки» Эльдара Шенгелая, которую посмотрели 7, 8 млн зрителей. И несмотря на внешний антураж жизнерадостного киноспектакля, «Мелодии Верийского квартала» — столь же горьковатая притча о бегстве в мир прекрасных иллюзий из обездоленной действительности, как и «Чудаки». Разумеется, это не саркастичная «Пастораль» Отара Иоселиани, моментально попавшая на «полку». Но тоже пример художнического эскапизма, пусть и в ситуации возникших , но мало оправдавшихся надежд на обновление грузинского общества после прихода к власти в 1972 году нового руководителя Эдуарда Шеварднадзе. В этом плане мрачное и глухо протестующее «Путешествие молодого композитора» (1984) и лишенная последних иллюзий «Смерть Орфея»(1995) — будто авторские послесловия к «Мелодиям Верийского квартала».
В ролях: Ия Нинидзе (см. НИНИДЗЕ Ия Борисовна), Майя Канкава, Софико Чиаурели (см. ЧИАУРЕЛИ Софико Михайловна), Вахтанг Кикабидзе (см. КИКАБИДЗЕ Вахтанг Константинович), Давид Абашидзе (см. АБАШИДЗЕ Давид Иванович), Георгий Гегечкори (см. ГЕГЕЧКОРИ Георгий Владимирович), Баадур Цуладзе (см. ЦУЛАДЗЕ Баадур Сократович), Алиса Фрейндлих (см. ФРЕЙНДЛИХ Алиса Бруновна), Кахи Кавсадзе (см. КАВСАДЗЕ Кахи Давидович), Георгий Кавтарадзе (см. КАВТАРАДЗЕ Георгий Георгиевич), Борис Ципурия (см. ЦИПУРИЯ Борис), Эроси Манджгаладзе (см. МАНДЖГАЛАДЗЕ Эроси Акакиевич), Рамаз Чхиквадзе (см. ЧХИКВАДЗЕ Рамаз Григорьевич), Нодар Сохадзе.
Режиссер: Георгий Шенгелая (см. ШЕНГЕЛАЯ Георгий Николаевич).
Авторы сценария: Георгий Шенгелая (см. ШЕНГЕЛАЯ Георгий Николаевич), Анзор Салуквадзе (см. САЛУКВАДЗЕ Анзор Сергеевич).
Оператор: Александр Мгебришвили.
Художники-постановщики: Вахтанг Руруа (см. РУРУА Вахтанг), Эдуард Лапковский.
Композитор: Георгий Цабадзе (см. ЦАБАДЗЕ Георгий).
Текст песен: Морис Поцхишвили.
Исполнение песен: Нани Брегвадзе (см. БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна).
Звукорежиссер: Владимир Долидзе (см. ДОЛИДЗЕ Владимир).
Монтаж: М. Каралашвили.
Первая премия фильму, первая премия за лучшее исполнение женской роли (С.Чиаурели), поощрительный диплом за исполнение детских ролей (И.Нинидзе, М.Канкава) ВКФ-74 в Баку; Премия за лучшее исполнение женской роли (С.Чиаурели) МКФ трудящихся в (Чехословакия, 1975); Приз Международного католического киноцентра и диплом МКФ в Сан-Себастьяне-74 (Испания).
Энциклопедия кино. 2010.