- МАЭСТРО ВОР
-
«МАЭСТРО ВОР», Россия, ИЗД-ВО ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ/ГЕОРГИЙ ИТИН, 1994, цв., 80 мин.
Детективнo-авантюрная мелодрама.
Фильм «Маэстро-вор» режиссера В. Шамшурина — снят в набирающей популярность стилистике жанрового кино, сдобренного некоторыми элементами «реализма»; когда герои на экране не только дерутся, стреляют, убегают, разъезжают на шикарных лимузинах и влюбляются в заокеанских принцесс, но также иногда ходят в магазин, обедают, говорят о работе и выясняют отношения с подросшими детьми, бывшими женами и нынешними любовницами. Интеллигент с пистолетом, ножом, отмычкой и прочими орудиями совершения уголовно наказуемых деяний, сделавшийся сегодня одним из основных мифологических персонажей постсоветского кино, выполняет сюжетную функцию медиатора, посредника, между этими двумя реальностями, героически и с риском для жизни совершающего столь желанное амбивалентное движение — вверх по лестнице успеха и вниз по лестнице цивилизации... Впрочем, у героя этого все в полном порядке до тех пор, пока его взрослый сын от бывшей жены, занявшийся бизнесом, не попадает в сложную финансовую ситуацию. Чтобы вызволить мальчика — нужны большие деньги. Делать нечего, наш маэстро едет в некий провинциальный городок, устраивается работать плотником в местном художественном музее и потихоньку заменив несколько ценных полотен своими высокого класса копиями, подлинники успешно сплавляет на Запад. Однако, не удовлетворившись собиранием выкупа, герой решает к тому же наказать финансовых бандитов, «кинувших» его сына. Переодевшись американским бизнесменом, он склоняет их подписать контракт с несуществующей фирмой на несколько миллионов долларов. Правда, бандиты тоже не дураки; они вычисляют маэстро, и это обостряет действие до уровня жестокой силовой разборки с драками, погонями и захватом заложников... Но при помощи верного друга герой выходит из этой ситуации победителем. Что же касается истории с музеем, то тут вообще все проходит без каких либо осложнений: девушка-экскурсовод с честным русским лицом Анастасии Немоляевой, узнавшая в преуспевающем маэстро плотника, который работал у них в музее, не выдает его из уважения к научным заслугам и исключительно интеллигентского страха прослыть «стукачкой»; женщина-следователь, которой поручено дело о краже (Л. Шахворостова), по счастливой случайности оказывается любовницей героя, старичок-эксперт удостоверяет подлиность оставшихся в музее копий. Все кончается хорошо. И маэстро в финале со спокойным сердцем отбывает в Венецию. Удивительно счастливое, почти сказочное развитие событий в фильме наводит на мысль о том, что перед нами своего рода греза, воплощенная мечта «интеллигента», который стремится ощутить себя полноправным членом жестокого криминального «мужского» сообщества, не утратив при этом удовлетворительное и приятное самоощущение культурного человека.
В ролях: Александр Збруев (см. ЗБРУЕВ Александр Викторович), Лариса Шахворостова (см. ШАХВОРОСТОВА Лариса Анатольевна), Анастасия Немоляева (см. НЕМОЛЯЕВА Анастасия Николаевна), Эдуард Марцевич (см. МАРЦЕВИЧ Эдуард Евгеньевич), Тамара Семина (см. СЕМИНА Тамара Петровна), Илья Ильин, Андрей Невраев (см. НЕВРАЕВ Андрей), Виталий Яковлев, Виктор Косых (см. КОСЫХ Виктор Иванович), Вадим Ферапонтов, Мария Романова, Нина Ильина (см. ИЛЬИНА Нина Александровна), Анатолий Голик (см. ГОЛИК Анатолий), М. Кочуров, А. Лунгу, Глеб Плаксин (см. ПЛАКСИН Глеб Васильевич), Михаил Скрипицын (см. СКРИПИЦЫН Михаил).
Режиссер: Владимир Шамшурин (см. ШАМШУРИН Владимир Георгиевич).
Авторы сценария: Владислав Романов (см. РОМАНОВ Владислав Иванович), Валерий Штейнбах.
Операторы: Михаил Скрипицын (см. СКРИПИЦЫН Михаил), Владислав Меньшиков (см. МЕНЬШИКОВ Владислав).
Художник-постановщик: Олег Краморенко (см. КРАМОРЕНКО Олег).
Композитор: Борис Киселев.
Звукорежиссер: Евгения Потоцкая (см. ПОТОЦКАЯ Евгения).
Монтаж: Елена Галкина.
Продюсер: Владислав Романов (см. РОМАНОВ Владислав Иванович).
Приз за лучшую женскую роль (Л.Шахворостова, за роли в фильмах «Простодушный», «Зефир в Шоколаде», «Маэстро вор») конкурса «Панорама» на КФ «Золотой Дюк» (Одесса-94).
Энциклопедия кино. 2010.