- МАШЕНЬКА (1942)
-
«МАШЕНЬКА», СССР, МОСФИЛЬМ, 1942, ч/б, 77 мин.
Военная киноповесть, мелодрама.
Это одна из проникновеннейших, нежнейших картин не только в советском, но и в мировом кино. Кстати, «Машеньку», запущенную в производство еще до войны, вполне можно было бы сравнить с замечательной американской мелодрамой «Мост Ватерлоо» (1940), которая имела успех и в нашем прокате, но уже в 1954 году. Любовь героев на фоне военных событий, в исход которых они вмешаться не вправе и могут лишь надеяться на счастливую встречу живыми и невредимыми, по-прежнему искренне любящими друг друга — конечно, это беспроигрышный мелодраматический ход. Однако в подобных мелодрамах решающее значение имеет обаяние персонажей и исполнителей, которые способны вызвать зрительскую симпатию, желание сопереживать им, более того, воспринимать выдуманных героев чуть ли не как своих близких, дорогих сердцу людей. Особое очарование «Машеньки» заключено именно в том, что будничная, ничем вроде бы непримечательная довоенная жизнь скромной служащей на телеграфе и ее парня, шофера такси, видится как в прозрачном зеркале или дочиста промытом стекле, буквально пронизана светом и поэзией бытия, словно таит в себе непостижимую и манящую тайну человеческого мироздания.
Как сказано у поэта, «и прелести твоей секрет разгадки жизни равносилен». Машенька действительно проста, подчас наивна и доверчива, открыта и в то же время смущена в проявлении своих чувств к Алексею. И нельзя не поразиться тому, что редкостный талант сценариста Евгения Габриловича и режиссера Юлия Райзмана как негромких, но душевных и по-человечески тонких певцов быта, неуловимо восходящего непосредственно к бытию, нашел конгениальную союзницу в лице изумительной молодой актрисы Валентины Караваевой (очень жаль, что после автокатастрофы она почти исчезла с экрана, но за кадром во многих дублированных зарубежных лентах продолжал звучать ее волнующе притягательный голос). Простота без простодушия, кроткость, лишенная жертвенности, милая привлекательность женской натуры, не исключающая наличия живого и естественно проявляющегося ума, жизнерадостность будто светящегося лица и уникальное излучение доброты, даже не позволяющие заподозрить блаженного или, напротив, по-советски всегда оптимистичного расположения духа (как в параллельно созданных социальных комедиях Григория Александрова и Ивана Пырьева). Не Мария, даже не Маша, а как раз Машенька — точнейшее выражение трогательной сути этого досконально понятного и неминуемо загадочного женского русского характера.
В ролях: Валентина Караваева (см. КАРАВАЕВА Валентина Ивановна), Михаил Кузнецов (см. КУЗНЕЦОВ Михаил Артемьевич), Д. Панкратова, Вера Алтайская (см. АЛТАЙСКАЯ Вера Владимировна), Георгий Светлани (см. СВЕТЛАНИ Георгий Данилович), Николай Гриценко (см. ГРИЦЕНКО Николай Олимпиевич), Владислав Стржельчик (см. СТРЖЕЛЬЧИК Владислав Игнатьевич).
Режиссер: Юлий Райзман (см. РАЙЗМАН Юлий Яковлевич).
Авторы сценария: Евгений Габрилович (см. ГАБРИЛОВИЧ Евгений Иосифович), Сергей Ермолинский (см. ЕРМОЛИНСКИЙ Сергей Александрович).
Операторы: Евгений Андриканис (см. АНДРИКАНИС Евгений Николаевич), Борис Арецкий (см. АРЕЦКИЙ Борис).
Художники-постановщики: Иосиф Шпинель (см. ШПИНЕЛЬ Иосиф Аронович), М. Тиунов.
Композитор: Борис Вольский (см. ВОЛЬСКИЙ Борис).
Используемая музыка: Александр Глазунов.
Звукорежиссер: Виктор Зорин (см. ЗОРИН Виктор).
Монтаж: Евгения Абдиркина.
Сталинская премия II степени (1943, удостоены Ю.Райзман, Е.Габрилович, В.Караваева).
Энциклопедия кино. 2010.