- БАРАБАНИАДА (1993)
-
«БАРАБАНИАДА», Россия-Франция, Des-Production/Ленфильм, 1993, цв., 93 мин. Трагикомическая притча.
Выпив с музыкантами, барабанщик соглашается играть на похоронах и подключается к оркестру. Труп оживает и герой попадает в иной мир, где властвуют предметы. Барабан Страдивари направляет и оберегает его жизнь.
Фильм начинается черно-белым рассказом о том, как на барабане играют разные народы. А заканчивается историей (опять же — черно-белой) о том, как у этих народов изготавливаются барабаны. На наших глазах совершается путь от использования до очередного витка развития производства. Это напоминает документальное кино этнографического содержания, иллюстрирующее неизбежную связь между жизнью человека и его инструментом. В то же время именно кадры «под документ» обеспечивают связь всей структуры фильма.
После того как барабан Страдивари разлетается на куски и перестает быть барабаном, мы видим на экране производство новых барабанов. Такой же круг совершит и барабанщик. Он вернется к своему изначальному месту жительства — подвалу. В этом смысле фильм эксцентричен: герой перемещается из города (центра) на периферию географического пространства страны и обратно.
Смешение жанров (псевдодокументальное и немое игровое кино) обеспечивает автору простоту замысла. Классическая музыка дает ритм, ускоряя действие до абсурда (так например, возникшая в переходе возня вокруг собранных барабанщиком денег, при помощи ускорения движения и музыки, превращается в мафиозную стрельбу).
«Для меня это была попытка перевести личный опыт реального существования, все мои переживания, печали на условный, поэтический — «барабаниадский» — язык. И Барабан тут для меня являлся какой-то странной и таинственной тенью жизни, душой, даром. Есть такое выражение «нести свой крест». Барабан для меня был таким намеренно сниженным выражением этого образа. Такой крест творчества, который надо как-то нести по жизни, совмещать с реальным бытовым существованием. ...Меня занимала история маленького человека, существование которого резко контрастировало с какой-то общей, более или менее благополучной «нормой». Но пока я снимал, вся страна на глазах превратилась в маленького человека. Все разом обнищали. Я сам со своей семьей оказался в том же положении — в положении маленького человека, своего героя» (Сергей Овчаров).
В ролях: Александр Половцев (см. ПОЛОВЦЕВ Александр), Андрей Ургант (см. УРГАНТ Андрей Львович), Виктор Семеновский (см. СЕМЕНОВСКИЙ Виктор), С. Жаров, С. Запрягаев, Ю. Костыгин, Юрий Макаров, Владимир Маслов (см. МАСЛОВ Владимир Анатольевич), Кира Крейлис-Петрова (см. КРЕЙЛИС-ПЕТРОВА Кира Александровна), Сергей Селин (см. СЕЛИН Сергей), Людмила Аржанникова (см. АРЖАННИКОВА Людмила Арсеньевна), Н. Хабаров, Евгений Барков (см. БАРКОВ Евгений), Виктор Гоголев (см. ГОГОЛЕВ Виктор), Надежда Жарикова (см. ЖАРИКОВА Надежда), Владимир Ермилов (см. ЕРМИЛОВ Владимир).
Режиссер: Сергей Овчаров (см. ОВЧАРОВ Сергей Михайлович). Автор сценария: Сергей Овчаров (см. ОВЧАРОВ Сергей Михайлович). Оператор: Александр Устинов (см. УСТИНОВ Александр Борисович). Художники-постановщики: Евгений Гуков (см. ГУКОВ Евгений), Виктор Иванов (см. ИВАНОВ Виктор Борисович). Используемая музыка: Людвиг ван Бетховен, В. А. Моцарт, Густав Малер, Валерий Гаврилин (см. ГАВРИЛИН Валерий Александрович), Йоганнес Брамс, Дж. Верди, Джоаккино Россини, Родион Щедрин (см. ЩЕДРИН Родион Константинович), Николай Римский-Корсаков, Александр Бородин. Звукорежиссер: Константин Зарин (см. ЗАРИН Константин). Монтаж: Ольга Амосова. Продюсеры: Александр Донченко, Александр Голутва (см. ГОЛУТВА Александр Алексеевич), Галя Дессертин.
Энциклопедия кино. 2010.