- МАРЕЦКАЯ Вера Петровна
-
МАРЕЦКАЯ Вера Петровна (31 июля 1906, деревня Барвиха, Московская область — 17 августа 1978, Москва), российская актриса, народная артистка СССР (1949). Герой Социалистического труда (1976).
Училась в Московском университете на философском факультете, училась в Шаляпинской студии. В 1924 окончила Школу-студию при театре им. Евг. Вахтангова. В 1924—1939 — актриса Театра-студии (затем — Театра) под руководством Ю. А. Завадского в Москве и Ростове-на-Дону (1936—1940). С 1940 — актриса театра им. Моссовета.
Театр-студия Завадского
В студии юная актриса начала с возрастных характерных ролей, переиграв много смешных старух, среди которых особо запоминались мадам Соковнина, забавная степенная тетка из первого публичного спектакля студии «Простая вещь» (1927) и шепелявая толстуха фрау Шнютхен из комедии «Компас».
Темперамент Марецкой, ее чувство юмора, безудержная фантазия сказались и на ее дальнейшем репертуаре. В спектакле «Нырятин» она весело сыграла бойкую беспризорницу Степку, в «Волках и овцах» на выразительном контрасте ложной скромности и алчности «подала» свою лицемерку Глафиру, придумала забавный характер для проститутки Бетти Дорланж в «Школе неплательщиков», ее Мирандолина («Трактирщица») привлекала своим жизнелюбием (Марецкая долго потом играла ее и в Театре им. Моссовета), Катарина («Укрощение строптивой») была раскованна и смела. С главным режиссером актриса связало не только творчество, но и чувство. Марецкая стала женой Завадского, у них родился сын. Но брак оказался неудачным, и вскоре они расстались.
Склонность к гротесковому рисунку не помешала проявиться и лирическому и драматическому дарованию актрисы. В Ростове-на-Дону Марецкая с успехом попробовала себя в героической роли («Любовь Яровая»), в Театре им. Моссовета (с 1940) проникновенно сыграла нежную робкую, юную Машеньку («Машенька») и напористо — лихую кавалерист-девицу Дурову («Надежда Дурова», Государственная премия СССР, 1942).
В Театре им. Моссовета Марецкая была одной из ведущих актрис, ей удавались роли самого разного плана: пышущая здоровьем крестьянка Розетта («Любовью не шутят»), актриса Кручинина («Без вины виноватые», 1948), Маргарет Чалмерс («Кража», 1954), Леди («Орфей спускается в ад»). За исполнение драматической роли директора фабрики Капитолины Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» (1950) и Живки («Госпожа министерша», 1946), очерченной остросатирическими красками, актриса в 1951 еще раз была удостоена Государственной премии СССР.
В 1970-е гг. актриса с успехом играла в грустно-смешном спектакле «Странная миссис Сэвидж».
Жизнь моя, кинематограф
Недаром Марецкая говорила, что ее гражданское самосознание родилось в кино. Несмотря на стабильную успешную работу в театре, подлинное признание она получила именно как киноактриса, хотя на ее счету не так уж много фильмов — всего 25. Сразу запомнилась ее трогательная простушка Катя из комедии Я. Протазанова (см. ПРОТАЗАНОВ Яков Александрович) «Закройщик из Торжка» (1925). Острая характерность, лиризм, обаяние молодой актрисы проявились и в комедии Б. Барнета (см. БАРНЕТ Борис Васильевич)«Дом на Трубной» (1928), где Марецкая сыграла скромную деревенскую девушку Парашу. Приглашения на небольшие роли следовали одно за другим: проститутка («Земля в плену», 1927), дамочка («Живой труп», 1929), секретарь ревкома («Два-Бульди-Два», 1929), Софочка («Стыдно сказать», 1930).
Звуковой же кинематограф принес актрисе главные роли (хотя у нее встречались и колоритные острохарактерные эпизоды, такие как в фильме «Свадьба»,1944, где она с блеском сыграла акушерку Змеюкину, или в «Зорях Парижа»). В фильме «Любовь и ненависть» (1935) Марецкая сыграла бойкую шахтерку Веру, подбившую баб принять бой против белых. После этого фильма тема становления женского характера становится основной для актрисы. А так как часто при этом ее героинями были женщины из народа, немало пережившие, прежде чем они нашли свой путь в жизни, то понятно, почему Марецкая оказалась в центре внимания и зрителей и прессы. Фильмы, в которых она снималась, находились в русле соцреализма. Тем не менее в ее героинях, таких узнаваемых, близких простому зрителю, жизнь била ключом, они привлекали своей трепетной искренностью, непридуманностью переживаний. Именно такой была ее Варя Постникова из фильма «Поколение победителей» (1936), Александра Соколова («Член правительства», 1939), Лукьянова («Она защищает Родину», 1943, Государственная премия СССР в 1946).
А вот жизнь скромной сельской учительницы Варвары Мартыновой («Сельская учительница», 1947, Государственная премия СССР в 1948), была показана Марецкой просто, без надрыва и аффектации, свой маленький личный подвиг служения людям ее милая, интеллигентная Варя совершала просто и естественно. Последней ролью Марецкой в кино стал телевизионный фильм «Ночной звонок» (1969), в котором она пронзительно сыграла восьмидесятилетнюю бабушку.
Жизни и творчеству актрисы посвящен телевизионный фильм «Что вы знаете о Марецкой?».
1925 ЕГО ПРИЗЫВ («23 января»)
1925 ЗАКРОЙЩИК ИЗ ТОРЖКА
1927 ЗЕМЛЯ В ПЛЕНУ
1928 ДОМ НА ТРУБНОЙ («Параша»)
1929 ДВА-БУЛЬДИ-ДВА
1929 ЖИВОЙ ТРУП («Законный брак») (см. ЖИВОЙ ТРУП (1929))
1929 СТО ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧ В ГОД
1935 ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ
1936 ЗОРИ ПАРИЖА
1936 ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
1939 ЧЛЕН ПРАВИТЕЛЬСТВА
1941 ДЕЛО АРТАМОНОВЫХ
1942 КОТОВСКИЙ
1943 ОНА ЗАЩИЩАЕТ РОДИНУ
1944 СВАДЬБА (см. СВАДЬБА (1944))
1947 СЕЛЬСКАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА («Воспитание чувств»)
1949 У НИХ ЕСТЬ РОДИНА
1955 МАТЬ (см. МАТЬ (1955))
1956 ПОЛЮШКО-ПОЛЕ
1962 СРЕДИ ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ
1964 ЛЕГКАЯ ЖИЗНЬ
1969 НОЧНОЙ ЗВОНОК
Энциклопедия кино. 2010.