- БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ
-
«БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ», СССР, Мосфильм, 1959, ч/б, 89 мин. Лирическая драма.
Великая Отечественная война. Молодой солдат Алеша Скворцов, совершивший подвиг в последнем бою, едет в двухдневный отпуск к матери. По пути в родную деревню он помогает девушке спрятаться в вагоне и проехать до нужной ей станции. Домой он смог заскочить лишь «на минутку». А потом уехал на фронт, и не вернулся.
По жанру эту картину можно отнести к «фильмам дороги», а по духу — это оттепельный фильм самой чистой пробы. Герой, с немыслимой щедростью раздаривающий свои последние дни и часы случайным попутчикам и первым встречным, вроде бы должен занять законное место в ряду подвижников коллективистской веры. Но подвиг добра, как и подвиг военный, который совершает Алеша Скворцов, не вписывается в ее рамки.
Герой пытается исправить подлости войны, но обнаруживает бездонную, непреодолимую глубину вскрытых ею контрастов.
Герой следующего фильма Чухрая «Чистое небо (см. ЧИСТОЕ НЕБО)», летчик Астахов, вернувшись из плена, будет с ужасом и яростью ломиться в заколоченную дверь, за которой его всегда ждала любовь. Астахова узнает жена, но не сразу узнает прежде так благоволившая к нему Родина.
В «Балладе» трагедия неузнавания важнее суда над неверными подругами. Она в равной степени затронет и самого Алешу, как часть того окопного мира, который его прислал.
Ежов и Чухрай наделяют своего героя детской непосредственностью. Ни в одной ситуации у него нет готовых ответов. Он злится на инвалида, когда тот невольно задерживает его на станции, но потом все же остается с ним. Ему стоит определенного труда овладеть собой, когда он впервые оказывается в вагоне наедине с Шуркой. Он не является носителем каких-либо твердых принципов. У него есть лишь дар высшей отзывчивости и свобода. Он весь — прекрасная возможность и невозможность, потому что кончается последний срок, кончается жизнь. Он не успел, опоздал и с Шуркой, и с матерью. Да и было ли это вообще? Все это — не сон и не выдумка, а недостижимая окопная мечта: отличиться в бою так, чтобы дали отпуск, когда не дают никому, повидать мать, задать перцу тыловым крысам, влюбиться. Разве не этим был пропитан окопный воздух? Но прав не Алеша, обещающий — «вот когда, я вернусь», а «шкура»-кладовщик, кричащий ему вслед — «а ты вернись».
Легкость, прозрачность, непрерывное световое дыхание — таков этот самый «светлый» и один из самых грустных оттепельных фильмов. Ведь он и о том, что лучшие не вернулись.
Это фильм о людях войны, один из лучших. Первые роли в кино Владимира Ивашова и Жанны Прохоренко. Прокат (1959, 12 место) — 30.1 млн. зрителей.
В ролях: Владимир Ивашов (см. ИВАШОВ Владимир Сергеевич), Жанна Прохоренко (см. ПРОХОРЕНКО Жанна Трофимовна), Антонина Максимова (см. МАКСИМОВА Антонина Михайловна), Николай Крючков (см. КРЮЧКОВ Николай Афанасьевич), Евгений Урбанский (см. УРБАНСКИЙ Евгений Яковлевич), Валентина Телегина (см. ТЕЛЕГИНА Валентина Петровна), Эльза Леждей (см. ЛЕЖДЕЙ Эльза Ивановна), Лев Борисов (см. БОРИСОВ Лев Иванович), Марина Кремнева (см. КРЕМНЕВА Марина), Александр Кузнецов (см. КУЗНЕЦОВ Александр Всеволодович), Евгений Евстигнеев (см. ЕВСТИГНЕЕВ Евгений Александрович), Владимир Кашпур (см. КАШПУР Владимир Терентьевич), Георгий Юматов (см. ЮМАТОВ Георгий Александрович), Геннадий Юхтин (см. ЮХТИН Геннадий Гаврилович).
Режиссер: Григорий Чухрай (см. ЧУХРАЙ Григорий Наумович). Авторы сценария: Валентин Ежов (см. ЕЖОВ Валентин Иванович), Григорий Чухрай (см. ЧУХРАЙ Григорий Наумович). Операторы: Владимир Николаев (см. НИКОЛАЕВ Владимир Васильевич), Эра Савельева (см. САВЕЛЬЕВА Эра Михайловна). Художник-постановщик: Борис Немечек (см. НЕМЕЧЕК Борис). Композитор: Михаил Зив (см. ЗИВ Михаил). Звукорежиссер: Вениамин Киршенбаум (см. КИРШЕНБАУМ Вениамин). Монтаж: М. Тимофеева.
Абсолютный чемпион среди премированных отечественных фильмов 101 международная премия: Ленинские премии (1961, удостоены режиссер Г.Чухрай и сценарист В.Ежов); Премия за лучшую конкурсную программу фильмов (с фильмом «Дама с собачкой») и премия «За лучший фильм для молодежи» на МКФ в Канне—60; Первая премия, премия кинокритики, первая премия за режиссуру на ВКФ—60 в Минске; Большая премия Кинофестиваля трудящихся в Чехословакии—60; Приз «Золотые ворота» (первая премия) МКФ в Сан-Франциско—60; Премия польской критики «Варшавская сирена» (1960); Почетный диплом и премия нац. ассоциации итальянских кинокритиков «Серебряная лента» МКФ в Милане—60; Гран-при за режиссуру МКФ в Лондоне—60; Серебряная медаль за режиссуру МКФ в Тегеране—60; Приз «Халиско» («Серебряное сомбреро») МКФ в Мексике—60; Премия «Давид ди Донателло» (1960, удостоен Г.Чухрай) и премия «Сан Винсент» лучшему актеру года (В.Ивашов) на ежегодном референдуме членов клубов: Международного клуба и Клуба открытых дверей в Италии (1960); Почетный диплом, присуждаемый трем лучшим зарубежным актерам в фильмах сезона в Афинах—61 (В.Ивашов) за участие в фильме «Баллада о солдате»); Премия «Золотой лавр», установленная американским продюсером Давидом О.Сельзнером за высокое гуманистическое содержание (1962); Номинация на премию «Оскар» (1959) в категории «Оригинальный сценарий»; В Америке, Японии, Афинах лучший фильм сезона 1960—1961 гг.
Энциклопедия кино. 2010.