- ЛИМИТА
-
«ЛИМИТА», Россия, Студия 29, 1994, цв., 89 мин.
Драма.
В эффектном фильме Дениса Евстигнеева есть, кажется, все, что «носили» в начале 90-х. И все, кто эту моду олицетворял. Жили-были два мальчика, школьники из Пятигорска, московские студенты. Один — лидер, гений-математик. Другой — просто талант, великодушный недотепа в очках. Первый стал взломщиком компьютерной информации, которую он продает «новым русским», не просто нуворишам, а мафиозному сообществу. Второй получил место банковского служащего, честно защищающего эту тайную информацию. Сюжетный конфликт состоит в том, что герою поступает выгодный заказ, но он, решив заԐБǑì тем не менее возвращает своим работодателям дискетку без разгаданного шифра. Этот благородный жест сделан в память его прежних дружеских привязанностей. И опоэтизирован ритмическими повторами кадров любительской киносъемки, где герои «Лимиты» в глухие и веселые 70--80-е пили, пели, любили — жили вместе. А теперь обречены на смертельную схватку охотника и жертвы. Но сюжетная схема — всего лишь гарнир к фирменному блюду «Лимиты», составленному из поверхностных и свежих примет текущего времени, его социального ландшафта и дизайнерского стиля.
Денис Евстигнеев предъявил новый тип киногероя новейшей общности — бывших советских людей. Завсегдатаев элитарных клубов, владельцев заводов, газет, пароходов. Показал человека притягательного и отталкивающего, как... рекламные ролики. Героя с лицом Ивана не-дурака (его зовут в фильме Иваном), с телом плейбоя и русской романтической душой. Пригласив на эту роль В. Машкова, Евстигнеев закрепил за ним репутацию нового русского секссимвола. А оператор С. Козлов как бы «припрессовал» (термин издательской технологии) визуальную фактуру фильма глянцевой прозрачной пленкой, фирменным шиком дорогих журналов, соответствующих вкусам новых русских — тех, кто платит за рекламу, а не только смотрит ее по телевизору. В сочетании с дрожащим изображением, плывущим звуком любительской кинопленки, перебивающей кадры «из жизни мафиозных структур», эффект получился впечатляющий. Поэтому драматическое напряжение в «Лимите» создается прежде всего визуальным конфликтом между стилистикой бедного, старого кино и стилем кино нового, нарядного. Между любительской «фотографией» и профессиональной, постановочной.
В фильме Евстигнеева класс новых людей представляют условные лимитчики — провинциалы. Но важно, что одаренные. Поэтому инициалы главного героя Ивана Петровича Ворошилова — очень важной персоны — VIP — сверкают неоном над водным стадионом, который он купил по случаю, чтобы себя потешить, или, по русской традиции, от тоски. Наложив противоположные картинки: из криминальной хроники п р о новых русских и как бы из иллюстрированного самоуверенного журнала д л я них, режиссер не мог нарушить правила игры, принятые в другом сообществе — среди молодых кинематографистов-синефилов. Поэтому в его фильме появилась цитата из «Любовников с Нового моста» культового Лео Каракса. С той лишь разницей, что романтический побег на катере у французского режиссера совершали маргиналы-клошары, а у нашего — представители новорусского истеблишмента.
В ролях: Владимир Машков (см. МАШКОВ Владимир Львович), Евгений Миронов (см. МИРОНОВ Евгений Витальевич), Кристина Орбакайте (см. ОРБАКАЙТЕ Кристина Эдмундовна), Максим Суханов (см. СУХАНОВ Максим Александрович), Юлия Сидорова, Мария Липкина (см. ЛИПКИНА Мария), Александр Кахун (см. КАХУН Александр), Ирина Апексимова (см. АПЕКСИМОВА Ирина Викторовна), Сергей Газаров (см. ГАЗАРОВ Сергей Ишханович), Сергей Перелыгин, Андрей Кондрашов, Изабелла Меферт, Наталья Рыжих.
Режиссер: Денис Евстигнеев (см. ЕВСТИГНЕЕВ Денис Евгеньевич).
Авторы сценария: Ираклий Квирикадзе (см. КВИРИКАДЗЕ Ираклий Михайлович), Петр Луцик (см. ЛУЦИК Петр Николаевич), Алексей Саморядов (см. САМОРЯДОВ Алексей Алексеевич).
Оператор: Сергей Козлов (см. КОЗЛОВ Сергей Алексеевич).
Художники-постановщики: Павел Каплевич (см. КАПЛЕВИЧ Павел), Николай Майоров.
Композитор: Эдуард Артемьев (см. АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич).
Звукорежиссеры: Франсис Бальдос, Алексей Арцинович (см. АРЦИНОВИЧ Алексей).
Энциклопедия кино. 2010.