- СМАЗОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ
совокупность св-в смазочных материалов, позволяющих им снижать трение между трущимися деталями машин и механизмов, уменьшать износ, предотвращать задиры, заедание и сваривание металлич. пов-стей. С. д. обусловлено способностью масел или смазок снижать сопротивление контактируемых пов-стей твердых тел тангенциальным силам сдвига и повышать сопротивление сближению их под действием нормальных нагрузок. Чем меньше первая составляющая и больше вторая, тем лучше смазочная способность.
Различают два осн. режима, при к-рых проявляется эффективность С. д. смазочных материалов,-жидкостный, или гидродинамический, и граничный. При жидкостном режиме трущиеся пов-сти разделены непрерывным слоем смазочного материала, при граничном-тонкой и неравномерной пленкой. В реальных условиях обычно одновременно реализуются оба режима. При жидкостном режиме трущиеся пов-сти разделены непрерывным слоем смазочного материала, при граничном-тонкой и неравномерной пленкой. В реальных условиях обычно одновременно реализуются оба режима. При толщине смазки в неск. долей мкм С. д. определяется ее физ.-хим. взаимодействием с трущимися металлич. пов-стями, сопровождающимся гл. обр. их пластифицированием, а также образованием адсорбц. и хемо-сорбц. слоев. См. также Трение.
Существ. вклад в С. д. вносит т. наз. эффект Ребиндера-адсорбц. пластифицирование, или понижение твердости поверхностного слоя тела. Этот эффект распространяется на небольшую глубину и зависит от природы твердых тел, состава смазочного материала и сопровождается снижением в поверхностном слое сопротивления сдвигу. Вследствие этого увеличивается истинная площадь контакта, уменьшаются местные напряжения, сопротивление сдвигу выступов шероховатости пов-сти и, кроме того, толщина деформируемого слоя и, следовательно, работа сил трения. Важную роль играет также изменение реологич. св-в смазочного материала под нагрузкой вблизи твердой пов-сти, в т. ч. увеличение вязкости и переход к вязкопластичному режиму деформирования.
Ужесточение режимов эксплуатации (повышение т-ры, нагрузки, скорости перемещения, ресурса работы и т. д.) совр. транспортных ср-в и пром. оборудования требует улучшения качества смазочных материалов и прежде всего их С. д. Для его улучшения в состав смазочного материала вводят (часто одновременно) загустители, наполнители и присадки (см. Присадки к смазочным материалам).Загустители-мыла, твердые углеводороды (петролатум, церезин), неорг. (бентонит, силикагель) и орг. (пигменты, кристаллич. полимеры, производные мочевины) соединения, ПАВ. Наполнителями служат обычно твердые кристаллич. добавки (графит и его фториды, MoS2, нек-рые оксиды и иодиды металлов и др.). С. д. твердых смазочных покрытий (см. Твердые смазки )обусловлено слабыми связями между слоями кристаллич. решетки и сильными-в плоскости слоя. При нанесении пленок мягких металлов С. д. определяется их высокой адгезией к твердой подложке при относит. легкости деформирования.
Лит. см. при статьях Антифрикционные смазки. Пластичные смазки, Присадки к смазочным материала, Смазочные материалы.
Химическая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под ред. И. Л. Кнунянца. 1988.