Пересветов, Иван Семенович

Пересветов, Иван Семенович

— писатель-публицист конца XVI века. Некоторые биографические сведения о себе сообщает сам Пересветов в одном из своих сочинений; по словам его, он потомок Пересвета, погибшего на Куликовском побоище, жил долгое время вне русских пределов, был на службе у королей венгерского, чешского и польского, провел несколько месяцев у воеводы молдавского Петра, затем при Иване Васильевиче Грозном выехал к нему и был пожалован поместьем; сочинения свои он представлял непосредственно самому царю. Трудно сказать, выдумка ли все эти биографические данные или есть в них доля правды; анахронизмы в сочинениях Пересветова говорят за первое предположение; но кое-какие мелочи языка его произведений, указывая на то, что автор был знаком с речью нерусских славян, как бы дозволяют дать некоторую веру его словам; ссылка на инока Пересвета едва ли правдоподобна: скорее можно думать, что именем Пересвета автор воспользовался, как символом, означающим верного сына отечества, готового за него положить свою жизнь. По мнению некоторых исследователей, самое прозвище "Пересветов" — псевдоним, и даже псевдоним сборный, которым прикрывались русские сатирики, решившиеся обнаружить дурное состояние Московского государства.

Сочинений Пересветова сохранилось три: "Эпистола Ивашки Семенова Пересветова", "Сказание о Петре Волошском, как писал похвалу благоверному царю и великому князю Ивану Васильевичу всея Русии" (иначе "Мудрые речи воеводы Волошского Петра") и "Сказание Йвана Пересветова о царе Турском Магмете, како хоте сожещи книги греческие". Первые два сочинения иногда соединяются в списках в одно: "Премудрости греческих философов и латинских докторов и Петра Волоского воеводы. Царю Иоанну Васильевичу от Ивана Пересветова"; тем не менее, кажется, их следует считать двумя самостоятельными сочинениями; это в особенности указывают ссылки списков "Эпистолы" на "Мудрые речи Петра", как на переданные царю ранее и, таким образом, как бы существовавшие от нее независимо. Следует отметить, что кроме речей Петра в "Эпистоле" упоминается еще о речах царских: Подал есми тебе две книжки с речьми царскими, что есми вывез из иных королевств,... и будет тебе не полюбилися, и ты, государь, те книжки обе мне вели отдати назад". Описка ли переписчика, назвавшего речи Петра царскими речами, другое ли это произведение Пересветова, в настоящее время сказать затруднительно.

Смысл и цель сочинений Пересветова наиболее резко выразились в "Эпистоле" и особенно в "Мудрых речах Петра" и заключаются в стремлении оправдать борьбу Ивана Грозного против боярства и доказать необходимость сильной самостоятельной самодержавной власти; чтобы иметь возможность свободнее говорить о зле, происходящем от силы высших сословий, и о худом положении русского государства, автор — убежденный враг боярства — переносит действие в Византию, гибнущую, по его словам, из-за бояр: там они отняли у царя счастье и мудрость, помутили царство неправедными судами, обобрали народ кормлениями, унизили рабством, разбогатели от крови и слез христианских, местничеством сгубили войско; и автор речами воеводы Петра высказывает свою боязнь, чтоб и с Россией не произошло того же: царь русский, говорил воевода, должен быть "грозен и самоупрямлив и мудр без воспрашиванья", он должен сам заботиться о войске, необходимом для охраны южных украин от крымского хана, для смирения Казанского царства, он должен управлять "своим рассмотреньем", не полагаясь на бояр; под их властью все погибнет, так как наибольшая их забота клонится к созданию собственного личного блага. "Сказание о Магмете" представляет много странностей и с фактической стороны не имеет ничего общего с историей: ни желания перейти в христианство, что приписывается повестью Мухамеду, ни намерения уничтожить греческие книги не было у завоевателя Царьграда, а эти положения являются основой всего сказания. По идее своей, сказание приближается к другим сочинением Пересветова: оно проповедует необходимость крепкой власти, грозного, равного для всех суда и как бы оправдывает жестокости Ивана Грозного; бедствия Византии представляют образец того, до чего могут дойти христиане при таком отношении к вере и жизни, каково было в описываемой автором Византии, под которой он разумел современную ему Русь.

Время написания сочинений Пересветова неопределенно. Упоминания о Казани относят их к началу царствования Ивана Грозного; то же указывают и описания неистовств бояр; но жестокости Мухамеда и видимое сближение их с проявлением гнева Грозного говорят за составление повестей в конце Иоаннова царствования. По словам автора в "Эпистоле", сочинения его писаны в разное время, именно, "Мудрые речи Петра" на 11 лет опережают "Эпистолу"; если это показание сопоставить с упомянутым предположением о том, что повести перепутаны между собой при переписке, то некоторое объяснение их хронологических несообразностей может быть найдено; ввиду того что такое объяснение может быть только предположительным, следует сказать, что позднейший предел составления повестей относится к концу XVI, или в крайнем случае к началу XVII в., так как уже от начала XVII в. сохранились списки сочинений Пересветова.

И. Добротворский, "Памятники русской и славянской письменности и литературы" — в "Ученых Записках Имп. Казанского Университета", 1865 г., т. I, стр. 21—46; А. Попов, "Обзор хронографов русской редакции". М., 1869, т. II, стр. 85—87; А. Попов, "Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенный в хронографы русской редакции", M., 1869, стр. 165—167; A. Пыпин, "История русской литературы". СПб., 1898, т. II, стр. 496—497; С. Соловьев, "История России", т. II, 1894, стр. 333, 530—531; Н. Карамзин, "История государства российского", т. IX, пр. 849, СПб., 1821; Строев, "Библиологический словарь", 1882, стр. 136.

В. С—кий.

{Половцов}



Пересветов, Иван Семенович

— публицист конца XVI и начала XVII в.; приехал в Москву из Литвы, служил у "короля венгерского и чешского" и оставил два произведения: "Сказание о царе турском Магмете како хоте сожещи книги греческие и Сказание о Петре Волосском воеводе, како писал похвалу благоверному царю и великому князю Ивану Васильевичу вся Руси" ("Ученые Записки Казанского университета", 1865, т. I; имеет целью доказать правоту греческой веры) и "Епистола к Иоанну IV" (напечатана в сокращении у Карамзина в "Истории государства Российского", т. IX, пр. 849). В последней, кроме автобиографических данных о самом составителе (называющем себя потомком Пересвета), интересно стремление автора оправдать поступки Грозного и выяснить состояние России в царствование Иоанна IV. Автор высказывается за уничтожение воеводских кормлений, местничества, несвободного состояния. Соловьев ("История России", т. VI, 220, и прим. 85) считает "Епистолу" произведением опричника.

В. Р—в.

{Брокгауз}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Пересветов, Иван Семенович" в других словарях:

  • Пересветов, Иван Семенович — Иван Семёнович Пересветов (годы рождения и смерти неизвестны), писатель публицист, представитель русской общественно политической мысли середины XVI века. Идеолог дворянства; известен сочинениями против старой наследственной аристократии (бояр).… …   Википедия

  • Пересветов Иван Семенович — Иван Семёнович Пересветов (годы рождения и смерти неизвестны), писатель публицист, представитель русской общественно политической мысли середины XVI века. Идеолог дворянства; известен сочинениями против старой наследственной аристократии (бояр).… …   Википедия

  • Пересветов Иван Семенович — (XVI в.) – писатель и публицист, выходец из Западной (Литовской) Руси. Сведения о П. содержатся в его сочинениях, главным образом в Малой и Большой челобитных, обращенных к Ивану IV; кроме того, имя писателя упоминается в описи царского архива.… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • ПЕРЕСВЕТОВ Иван Семенович — русский писатель публицист, идеолог дворянства. Служил в Литве; ок. 1539 выехал в Россию. В 1549 передал Ивану IV свои сочинения. Выступал за укрепление самодержавия, военную реформу, присоединение Казанского ханства …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пересветов Иван Семенович — Пересветов (Иван Семенович) публицист конца XVI и начала XVII в.; приехал в Москву из Литвы, служил у короля венгерского и чешского и оставил два произведения: Сказание о царе турском Магмете како хоте сожещи книги греческие и Сказание о Петре… …   Биографический словарь

  • Пересветов Иван Семенович — (гг. рождения и смерти неизвестны), писатель публицист, представитель передовой русской общественно политической мысли середины 16 в. Выходец из западнорусских земель, «королевский дворянин» Великого княжества Литовского. В 20‒30 х гг. 16 в.… …   Большая советская энциклопедия

  • ПЕРЕСВЕТОВ Иван Семенович — (сер. XVI в.)    мыслитель и публицист. Выходец из Зап. (Литовской) Руси, ок. 1539 г. приехал в Москву. Осн. соч. Сказание о книгах , Сказание о Магмете салтане , Первое предсказание философов и докторов , Малая челобитная , Второе предсказание… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Иван Семенович Пересветов — Иван Семёнович Пересветов (годы рождения и смерти неизвестны), писатель публицист, представитель русской общественно политической мысли середины XVI века. Идеолог дворянства; известен сочинениями против старой наследственной аристократии (бояр).… …   Википедия

  • Пересветов, Иван Семёнович — Иван Семёнович Пересветов Род деятельности: писатель, публицист Иван Семёнович Пересветов (годы рождения и смерти неизвестны), писатель публицист, представитель русской общественно политической мысли середины XVI века. Идеолог дворянства;… …   Википедия

  • Пересветов, Иван — Иван Семёнович Пересветов (годы рождения и смерти неизвестны), писатель публицист, представитель русской общественно политической мысли середины XVI века. Идеолог дворянства; известен сочинениями против старой наследственной аристократии (бояр).… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»