Пахомий, духовный писатель XVI в.

Пахомий, духовный писатель XVI в.

— инок, духовный писатель XVI века. Пахомий известен, как составитель жития ярославских князей Василия и Константина Всеволодовичей, детей князя Всеволода Константиновича, погибшего во время татарского нашествия в 1238 г. Поводом к написанию жития послужил ряд чудес над обретенными в 1501 г., после пожара Успенской соборной церкви в Ярославле, нетленными мощами двух князей, носивших, как было видно из надписей на гробах, имена Василия и Константина. Житие было написано по благословению Ростовского и Ярославского архиепископа Кирилла, занимавшего кафедру с 1526—1538 год, в княжение великого князя Василия Ивановича, умершего в 1533 г.; таким образом, оно относится к 1526—1533 годам. При составлении своего труда автор руководствовался, отчасти, местными преданиями, отчасти собственными, не всегда верными соображениями; желая придать житию некоторую литературную обработку, он пользовался, по обычаю современных агиографов, житиями других святых; так, он применил к Василию и Константину характеристику князя Феодора Черного, написанную Ярославским иеромонахом Антонием в конце XV века, воспользовался предисловием Пахомия Логофета к житию митрополита Алексия для начала своей повести, заимствовал рассказ о смерти Батыя в Болгарии у Антония и пр.; все эти ненужные заимствования в связи с ошибками против исторических данных и добавлениями риторического характера чрезвычайно умаляют значение работы Пахомия. Оправданием автору является то обстоятельство, что князья Василий и Константин, при жизни своей оставшиеся незаметными, прославились только через триста лет после смерти; мало того, при открытии мощей не было даже в точности известно, именно ли детей Всеволода Константиновича, а не других князей — их тезок, следует считать святыми; самые предания о них, вероятно, сложились уже после открытия мощей; чтобы объяснить нетленность их тел и чудеса, автору пришлось обратиться к помощи вымысла и заимствований; присоединившееся к этому плохое знание истории края еще более увеличило путаницу в сообщениях жития. — Второе сочинение Пахомия — канон князьям, житие которых он составил, вошедший в минею июльскую печатную (Москва, 1646) — по своему историческому значению близко к его первому труду.

Списки повести Пахомия в рукописях встречаются не часто.

В. О. Ключевский, "Древнерусские жития святых, как исторический источник". 1871 г., стр. 175—176; Филарет, "Обзор русской духовной литературы". 1885 г., стр. 154; П. М. Строев, "Библиологический словарь". 1882 г., стр. 234; Н. П. Барсуков, "Источники русской агиографии". 1882 г., стр. 26; Филарет, "Жития святых, чтимых православной церковью". СПб., 1885 г., июль, стр. 273.

В. С—ий.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Пахомий, духовный писатель XVI в." в других словарях:

  • Пахомий Серб \(Логофет\) — (ум. после 1484) – составитель и. редактор ряда житий, похвальных слов, служб и канонов, переводчик и писец. С Афона в звании иеромонаха в возрасте не моложе тридцати лет П. прибыл в Новгород при новгородском архиепископе Евфимии II (1429–1458 гг …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • АФОН — [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… …   Православная энциклопедия

  • Иосифо-Волоцкий монастырь — Монастырь Иосифо Волоцкий монастырь …   Википедия

  • ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА — раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… …   Православная энциклопедия

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • ВЕЛИКАЯ ЛАВРА — Великая Лавра[греч. Μεγίστη Λαύρα τοῦ ἁγίου ᾿Αθανασίου], муж. общежительный, древнейший из существующих мон рей на горе Афон. Первоначально был посвящен Благовещению Божией Матери, в XV в. переименован в честь прп. Афанасия Афонского (ок. 925/30… …   Православная энциклопедия

  • ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — (ставропигиальный МП РПЦ), находится на юго востоке Москвы. Основан св. блгв. кн. московским Даниилом Александровичем. История основания монастыря Панорама Данилова мон ря. Фотография. 2006 г. Панорама Данилова мон ря. Фотография. 2006 г. Точная… …   Православная энциклопедия

  • БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — [БПЦ; болг. Българска Православна Църква]. Современное положение В наст. время юрисдикция БПЦ распространяется на территорию Болгарии, а также на правосл. болг. общины Зап. Европы, Сев. и Юж. Америки и Австралии. Высшая духовная власть в БПЦ… …   Православная энциклопедия

  • Стефан Яворский — Стефан Яворский …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»