Ордин-Нащокин, Воин Афанасьевич

Ордин-Нащокин, Воин Афанасьевич

— стольник, сын ближнего боярина Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащокина. В. А. Ордин-Нащокин воспитывался под влиянием отца и под руководством поляков, плененных во время предшествовавшей войны; изучил латинский, немецкий и польский языки, много читал и изучал то, что не читалось и не изучалось обыкновенно русскими молодыми людьми той эпохи; свою служебную деятельность Ордин начал под руководством отца на дипломатическом поприще. Находясь при отце в то время, когда тот был на воеводстве в Царевичеве-Дмитриеве, городе в Ливонии, молодой Нащокин заведовал его секретной перепиской и иностранной корреспонденцией, переписывался с царем и пользовался его милостью и покровительством. Частые сношения с польскими выдающимися людьми и поездки в Варшаву по поручениям отца сказали на него сильное влияние: здесь он ознакомился с укладом западноевропейской частной и общественной жизни, состоянием культуры на Западе, и, способный и восприимчивый по природе, он, сравнивая западную жизнь с родной действительностью, пришел к заключениям, очень неблагоприятным для последней. Но в то же время сильно увлекающийся, не видевший возможности изменить строя русской жизни на свой лад, исправить ее недочеты и недостатки, как это хотел и умел сделать его не менее образованный, но более осторожный и умный отец, Воин Афанасьевич возненавидел русскую действительность и при первом же более сильном столкновении с ней не выдержал ее гнета и бежал от него. Посланный однажды отцом в Москву с донесением к царю, он был особенно сильно поражен несоответствием порядков московской жизни и московских понятий с теми понятиями и взглядами, с которыми успел свыкнуться за время долговременного пребывания в Ливонии на границе с Польшей, где он пользовался плодами западноевропейской науки и культуры. Молодого Воина, по выражению С. М. Соловьева, "стошнило" от московских порядков и когда его отпустили обратно к отцу с некоторыми секретными документами и значительной суммой денег, он в 1660 году бежал за границу, к польскому королю. Король Ян-Казимир, находившийся в это время в крайне неприязненных отношениях к московскому правительству, охотно принял молодого Нащокина, отчасти надеясь на то, что из ненависти к Москве он окажет Польше большие услуги в борьбе с ней. Увлекающийся в своей ненависти к московским порядкам, Ордин-Нащокин, кажется, действительно был склонен поступить на службу польского короля и действовать против своей родины. Один из захваченных московскими воеводами "языков" говорил: "видел он у короля в Гданску Воина Нащокина, живет де при короле, а дает ему король на месяц по 500 ефимков, а ходит де он в немецком платье; он же де, Воин, похваляется, хочет услугу свою показать королю, а идти под город великого государя в Лифлянты и, отца своего взяв, хочет привезти к королю и многие де поносные слова на государство московское говорит". Впрочем, благодушный царь Алексей, сильно благоволивший в то время к отцу Воина, отнесся к поступку молодого человека довольно снисходительно: "он человек молодой", писал он, утешая опечаленного отца, "хочет создания Владыки и творения рук его видеть на этом свете, как и птица, которая летает туда и сюда, и, полетав довольно, опять к своему гнезду возвращается". Предсказание царя сбылось: когда первый пыл бегства прошел, Воин, по-видимому, не был в состоянии воевать против родной страны; из Польши он вскоре переехал в Вену, оттуда попал во Францию и Голландию и, наконец, в 1663 году, соскучившись по родине, явился в Копенгаген к русскому послу Нащокину с просьбой исхлопотать ему разрешение вернуться домой. Разрешение это было дано, в 1665 году Ордин-Нащокин вернулся в Россию и поселился в одной из отцовских деревень. Но долговременное отсутствие из России не только не ослабило неприязни Воина Афанасьевича к московским порядкам, но даже усилило ее. Кажется, в деревне образ жизни и привычки Ордина-Нащокина были слишком необыкновенны для московских людей того времени и его поведение резко разнилось от обычного тогда строя жизни. Вскоре по возвращении он был сослан "под начал" в известный строгостью своих порядков Кирилло-Белозерский монастырь, властям которого было особенно наказано "береженье к нему держать, чтоб он из монастыря никуды не ушел и дурна какова над собой не учинил". Но под "началом" Ордин-Нащокин был недолго. В начале 1667 года вернулся в Москву с посольского съезда отец его, только что с успехом заключивший Андрусовский мир с Польшей, и в виде особой милости к знаменитому московскому дипломату "великий государь указал Воина Нащокина из под начала свободить и отпустить к Москве". Однако все старания отца вернуть сыну положенье, которое он мог бы занять по своим способностям и выдающемуся для того времени образованию, окончились неудачей. Рейтенфельс, знавший лично молодого Нащокина, пишет о нем: "он говорит свободно по-французски, по-немецки и на других языках, но познания скорее служили ему препятствием, нежели рекомендацией при повышениях". Воин Афанасьевич, пожалованный в 1668 году в стольники, не пошел далее. В 1678 году он был воеводой в Галиче, в одном из захолустных провинциальных городков, и других сведений о жизни и деятельности этой интересной личности мы не имеем. Год смерти его нам также неизвестен. Совершенно необыкновенная для современников личность Воина Ордина-Нащокина не осталась без впечатления и на более широкие круги тогдашнего московского общества. До нас дошла старинная повесть XVII века "О российском дворянине Фроле Скобееве и стольничьей дочери Ордина-Нащокина Аннушке"; в повести этой с именем стольника Нащокина, в котором нельзя не видеть Воина Афанасьевича и его семьи, соединяется идея о более свободных общественных отношениях.

Иконников: "Сын ближнего боярина А. Л. Ордина-Нащокина" ("Русский Архив" 1886 г., № 12, стр. 521—523); Эйнгорн: "Страница из биографии Воина Ордина-Нащокина" ("Вестник Европы", 1897 г., № 2); Записки отделения русской и славянской археологии Императорского Археологического общества, т. II; Ключевский: "Боярская дума древней Руси" (М. 1882), 487—488; Дополнения к Актам Историческим IX, № 229; Акты Московского Государства II, 601, 605, 606; III, 80, 81; "Русская Старина", 1883, Х, 41—42; "Чтения Московск. Общ. Истории и Древностей", 1885, II, 2—3; "Москвитянин", 1853, I, 3—16; III, 81—82.

Е. Лихач.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Ордин-Нащокин, Воин Афанасьевич" в других словарях:

  • ВОИН — Федко Воин, крестьянин волости Велили. 1495. Писц. II, 760. Васко Воин, крестьянин волости Лопастицкой. 1495. Писц. II, 790. Воин Моцкевич, черкасский мещанин. 1552. Арх. III, 1, 88. Воин Ушаков, бежецкий помещик. 1589. А. И. I, 426. Воин Семигов …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»