- Онисифор Боровик
(в миру Онисим) — архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический; из духовного звания; род. в Могилевской губ., умер 20 апреля 1828 г., в Екатеринославе, похоронен в Екатеринославском Самарском Пустынно-Николаевском монастыре. По окончании образования, в 1788 г. Боровик был посвящен во священники, в следующем 1789 г. поступил в армейское духовенство, в Апшеронский полк, где в 1796 г. был возведен в протоиереи. С 1800 г. по 1808 г. Онисим был благочинным, а с 1808 по 1813 гг. — старшим благочинным в армии. С 1792 г. по 1813 же он в разных походах и участвовал сражениях. Между прочим, он находился при Аустерлицком сражении, а в 1813 г., состоя при Молдавской армии, был духовником в последние минуты жизни Кутузова. Это обстоятельство было причиной личной и близкой известности о. Онисима императору Александру I, которого благосклонностью он пользовался до конца жизни этого монарха. Утомленный 25-летней службой в армии, большая часть которой прошла в лишениях, Боровик в 1813 году обратился с всеподданнейшим прошением об определении "по вдовству" его в монашество, и император 25 августа 1813 г., при разрешении вступить ему в монашество, указом св. Синоду повелел представить его кандидатом на первую архиерейскую вакансию, уважая отличную и долговременную его службу. 13 октября того же года он назначен, а 22 февраля 1814 г. хиротонисан в епископа Вологодского и Устюжского, с переименованием в Онисифора. 28 ноября 1827 г. он переведен на Екатеринославскую кафедру, а 24 декабря того же года возведен в сан архиепископа.
По отзывам современников, хорошо знавших архиепископа, он был необыкновенно духовной, высоко благочестивой и строго подвижнической жизни, отличался добротой, доступностью и благотворительностью.
Н. Суворов: "Исторические сведения об иерархах древне-Пермской и Вологодской епархии" (Прибавление к "Вологодским епархиальным ведомостям", 1868 г., № 8, стр. 211—217); "Заметки и дополнения Вологжанина об А. Мельгунове" ("Русский Архив" 1865 г., изд. 2, ст. 941); "Бумаги Онисифора и воспоминания о нем", П. И. Савваитова (ibid, 1873 г., стр. 956, 957—959); Ю. Толстой: "Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархий всероссийских 1721—1871", СПб. 1872 г., стр. 28, № 210; Н. Д.: "Иерархия Всероссийской церкви от начала христианства в России и до настоящего времени" ч. I, М. 1892 г., стр. 114; ч. П. М. 1894 г., стр. XL; Н. Дубровин: "Наши мистики-сектанты" ("Русская Старина" т. LXXXII, стр. 119); А. Боголюбов: "Очерки из истории управлений военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время с 1800 по 1901 гг.", СПб. 1901 г., стр. 28―29.
{Половцов}
Онисифор Боровик
(Онисим) — епископ Екатеринославский, Таврический и Херсонский.
Родился в 1769 году в Могилевской губернии в семье духовного сословия.
Окончил Могилевскую духовную семинарию.
В 1788 году рукоположен во священника.
В 1789 году поступил в армейское духовенство.
В 1796 году возведен в сан протоиерея.
С 1800 года — благочинный.
С 1808 года — старший благочинный в армии.
В 1792—1813 годах участвовал в походах и сражениях действующей армии.
В 1813 году — последний духовник, присутствовавший при кончине полководца М. И. Кутузова.
25 августа 1813 года пострижен в монашество митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым, † 1867; память 19 ноября/2 декабря) в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. Представлен кандидатом на первую архиерейскую вакансию.
22 февраля 1814 года хиротонисан в Казанском соборе во епископа Вологодского и Устюжского.
28 ноября 1827 года перемещен на Екатеринославскую кафедру.
24 декабря 1827 года возведен в сан архиепископа.
Скончался 20 апреля 1828 года. Погребен в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре.
До своего архиерейства протоиерей Онисим Боровик вынес тяжелый, редкий подвиг на своих плечах, прослужив 24 года полковым священником, почти непрерывно находясь в походах. С 1808 года протоиерей Онисим руководил полковыми священниками Дунайской армии. За военные подвиги во время военных кампаний с французами 1807—1815 годов протоиерей Апшеронского полка Онисим был награжден золотым наперсным крестом из кабинета Его Величества. Во время Отечественной войны 1812 года или вскоре после нее он был награжден орденом святой Анны II степени и ему было назначено годовое жалованье в 600 рублей. "Для исправления последнего долга тяжело раненых при всех сражениях находился безотлучно" — так гласила полковая аттестация о его работе.
По отзывам современников, хорошо знавших архиепископа, он был необыкновенно духовной, высокоблагочестивой и строго подвижнической жизни, отличался добротою, доступностью и благотворительностью. Его доброе, отзывчивое сердце всегда искало средств, чтобы помочь нуждавшимся. Он прибегнул даже к тому, что сдал пожалованные ему награды и полученные за них деньги положил в банк, с тем чтобы проценты с этих денег шли (в назначенных им количествах) для раненых, для вдов и сирот, на тюрьмы и другие благотворительные цели.
Святитель отличался большой снисходительностью и отеческой кротостью по отношению к подчиненным, скромностью и простотой. Иногда его детская простота и прямодушие вызывали даже удивление.
Слава о его благочестии распространилась по многим местам России. Даже на берегах Дона он был известен "яко особа святой жизни".
Насколько он был требователен в личной жизни, видно из того, что, будучи архиепископом, он жил буквально среди развалин, так как дом архиерейский "был так ветх, что от первого прикосновения при ремонте потолок в зале весь обрушился".
Преосвященный Онисифор отличался твердостью веры. Об этом свидетельствует следующий случай. 6 января 1828 года он совершал водосвятие на Днепре при 26-градусном морозе, сильном ветре и метели. Служащие собора забыли взять кропило, чем поставили преосвященного в затруднение. Владыка, однако, нашел выход из положения. Он обмакивал свою руку в мерзлую воду и кропил ею народ, показывая тем удивительный пример строгости к себе и снисходительности к другим. На другой день один знакомый, посетив его, удивился, видя его бодрым. На вопрос: "Как вы решились на такой подвиг?" — владыка ответил: "Что же мне? Христос во мне и я во Христе". Так мог говорить только человек глубокой веры.
В последнее время своего служения, уже будучи в Екатеринославле, преосвященный болел водянкой и во время богослужений был не в состоянии поднять ногу, чтобы вступить на амвон, и входил на него только при помощи других.
Владыка предвидел день своей кончины. Одному из своих знакомых он сказал, что принимает лекарство до пятницы, а там оно будет не нужно, и действительно, скончался он в пятницу.
Литература:
Боголюбов А. А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время с 1800 по 1901 гг. С портретами главных священников и о. протопресвитера // Составил столоначальник Духовного правления при о. протопресвитере военного и морского духовенства Андрей Боголюбов. — СПб., 1901, с. 28—29. Дубровин Н. Наши мистики-сектанты // Русская старина. — СПб., 1870—1918. — Т. 82, с. 119.
Савваитов П. И. Бумаги Онисифора и воспоминания о нем // Русский архив. — М., 1873, с. 956, 957, 959.
Суворов Н. Исторические сведения об иерархах древней Пермской и Вологодской епархии // Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. — 1868, № 8, с. 211—217. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1397—1400. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 216. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 147. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 488, 733.
Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России до настоящего времени: в 3 ч. — М., 1892—1898. — Ч. 1, с. 114.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 48, 65.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 216. Обозрение епархии преосвященным Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским. — Ярославль, 1881, с. 135. Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. — М., 1877, с. 5—6.
Заметки и дополнения Вологжанина об А. Мегульнове // Русский архив. — М., 1865. — Кн. 2, с. 941.
Исторический вестник. — СПб., 1883, февраль, с. 283. — 1893, июнь, с. 776. Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1905, № 14, с. 579—585; № 15, с. 640—647; № 16—17, с. 691—698. Ересь есаула Котельникова // Христианское чтение. — СПб., 1882, № 11—12. Журнал Московской Патриархии. — М., 1945, № 3, с. 71.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 3, № 3, с. 71. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 541, 581. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 12, с. 265—266. Мельникова Л. В. Русская Православная Церковь в Отечественной войне 1812 года. — М., 2002, с. 31,105,106,185.
Онисифор Боровик
архиепископ екатеринослав., херсонский и таврический; перев. из Вологды; 20 апреля 1828.
{Половцов}
Большая биографическая энциклопедия. 2009.