- Никанор Клементьевский
(Николай Степанович) — митрополит санкт-петербургский и новгородский, был сыном священника Сергиева Посада, церкви Успенья Божией Матери, что в Клементьеве, Стефана Алексеева. Родился он 26 ноября 1787 года и при крещении назван Николаем. В 1797 году при определении в лаврскую семинарию отец переименовал его в Клементьевского вместо Алексеева, каковая перемена фамилий в то время нередко практиковалась. В семинарии Николай Клементьевский прошел полный курс, начиная с грамматики и кончая богословием. Товарищи его по семинарии между прочим были известные впоследствии иерархи — Моисей, экзарх Грузии (Матфей Богданов), Григорий, митроп. Спб. (Георгий Постников), Павел архиеп. черниговский (Петр Подлинский). По окончании семинарского курса в 1809 году Клементьевский был определен в Троицкую семинарию, учителем сначала греческого и еврейского языков, а затем высшего красноречия и риторики. В скором времени, в апреле 1812 г., учитель Николай Клементьевский принял монашество с именем Никанора и был возведен в сан иеромонаха. Монашеское звание открыло ему путь к дальнейшей служебной карьере. В июле 1813 г. его назначили проповедником академии и соборным иеромонахом московского Донского монастыря, а через год, по рекомендаций преосв. Августина, его определили в бакалавры исторических наук в новую московскую академию. Здесь на него возложены были также обязанности члена академического цензурного комитета. Через два месяца академической службы бакалавра Никанора облекли новым почетным положением — наместника Троице-Сергиевской Лавры, с возведением в скором времени в сан архимандрита и в звание настоятеля Спасо-Вифанского второклассного монастыря. В августе 1818 года архимандрит Никанор был определен ректором и профессором богословских наук в Вифанскую семинарию с назначением в члены московской духовной консистории и перемещением из Спасо-Вифанского монастыря в коломенский Новолутвин. В следующем 1819 г. Никанор был уже перемещен на новое место — в московский Высокопетровский монастырь. В этот период своего служения в академии и семинарии он дважды исполнял поручения Комиссии Дух. Училищ по обозрению семинарий (московской, рязанской, тульской).
В январе 1826 года настоятель Высокопетровского монастыря архим. Никанор был назначен епископом ревельским, викарием С.-Петербургской епархии, с поручением ему в управление Сергиевой пустыни. В Петербурге он сделался деятельным помощником тогдашнего митрополита Серафима, который поручал ему рассмотрение многих консисторских дел, а иногда даже и синодальных. Ему принадлежал и ближайший надзор над семинарией. В 1827 году викарий Никанор был сделан членом конференции С.-Петербургской духовной академии, а еще ранее, в предшеств. году, его назначили членом Совета Имп. Человеколюбивого Общества и членом временно открытой в Петербурге синодальной конторы. В сентябре 1831 года Никанор получил и самостоятельную кафедру — калужскую. В Калуге он пробыл три года, оставив по себе хорошие воспоминания, и в сентябре 1834 года был назначен архиепископом минским. Служение в западном крае в ту пору было особенно ответственным. Никанору пришлось внести свою долю труда в дело обращения униатов к православию. Во время его служения в Минске было обращено более 16 тыс. человек, а в 1839 году он присутствовал и на общем торжестве воссоединения униатов. В январе 1840 года преосв. Никанор получил новое назначение — архиепископом волынским и житомирским и архимандритом Почаевской Лавры. В первый год его служения здесь как раз и архиерейская волынская кафедра была перемещена из Почаевской Лавры в Житомир, так что архиепископу немало пришлось понести забот по устройству на новом месте. Много следов его заботливости сохранилось и в Почаевской Лавре: он устроил особый придел в главном лаврском храме во имя Чудотворца Николая, украсил драгоценной ризой чудотворную икону Почаевской Божией Матери, поновил монастырские здания, благоустроил лаврский хор. В епархии по его инициативе были организованы катехизические поучения для народа. Из Житомира в 1842 году в мае месяце преосв. Никанор был вызван в Петербург для присутствования в св. Синоде. В период пребывания в Петербурге, в январе 1843 г. преосв. Никанор был назначен архиепископом варшавским с оставлением в должности архиепископа волынского. В его управлении соединились, таким образом, две епархии, которыми он управлял более 5 лет, до нового и последнего назначения с.-петербургским митрополитом и новгородским, каковое состоялось в ноябре 1848 года. С.-Петербургскую кафедру преосв. Никанор занял после митрополита Антония, и на ней пребывал до самой смерти. Кроме своих прямых архипастырских трудов, митр. Никанор принимал активное участие в деятельности Имп. Человекол. Общ., главным попечителем и председателем совета которого он состоял. При его попечении возникло несколько новых благотворительных заведений общества. В своем лице он соединял немало и других почетных званий. Он был почетным членом конференций казанской и московской духовных академий, почетным членом С.-Петербургских университета и академии наук, медико-хирургической академии, археологического общества. Скончался митр. Никанор на 69 году жизни 17 сентября 1856 г.
Митрополит Никанор оставил после себя 6 томов рукописных поучений, завещав их Александро-Невской Лавре. После его смерти часть этого материала была издана под заглавием: "Избранные слова и речи" митроп. Никанора, в 3 томах, СПб., 1857 г. Александро-Невской Лавре завещал он также три рукописных тома записок по разным богословских наукам, которые он преподавал в вифанской семинарии: 1) "Изъяснение текста в XII главах посл. ап. Павла к Римл."; 2) "Institutiones Hermeneuticae Sacrae"; 3) "Delineatio Theologiae contemplativae"; в начале последнего тома помещен конспект догматического и нравственного богословия.
А. К., Очерк жизни высокопр. Никанора, митр. Новгородского, СПб., Эстляндского, СПб., 1856 г.; Прот. А. Лотоцкий, Церковно-историческое и статистическое описание Варшавской правосл. епархии, Почаев, 1863 г.; Историко-статистич. сведения о Спб. епархии, вып. 8.; Иером. Леонид, История церкви в пределах Калуж., губ. и калуж. иерархии, Калуга, 1876 г.; С. Смирнов, История Троицкой лаврской семинарии, М., 1867 г.; Его же, История моск. дух. академии, Москва, 1879; Архим. Николай, Историко-стат. опис. минской епархии, СПб., 1864 г.; Теодорович, Историко-стат. опис. волынск. епархии; — К. Я. Здравомыслов, Иерархи новгор. епархии от древнейших времен до настоящего времени, Новгор., 1897 г.
Б. Т—в.
{Половцов}
Никанор Клементьевский
(в миру Николай Степанович) — митрополит спб. и новгородский (1787—1856). Воспитанник Московской лаврской семинарии, ее преподаватель, затем ректор и профессор Вифанской семинарии, Н. свое святительское служение начал в 1826 г. епископом ревельским и до назначения митрополитом (1848) был последовательно епископом калужским, минским, волынским и архиепископом варшавским. В Александро-невской лаврой находится 6 рукописных томов его проповедей, слов и поучений и 3 тома записок по богословским вопросам.
Ср. "Очерк жизни митрополита Н." в "Христианском Чтении", за 1856 г., где напечатаны и два его "Слова".
В. Р—в.
{Брокгауз}
Никанор Клементьевский
(Николай Степанович) — митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский.
Родился 26 ноября 1787 года в семье священника церкви Успения Божией Матери Сергиева Посада.
В 1797 году определен в Троице-Сергиеву лаврскую духовную семинарию.
В 1809 году по окончании духовной семинарии назначен учителем в ней же.
В апреле 1812 года архимандритом Евгением (Казанцевым, † 1871) пострижен в монашество; рукоположен во иеродиакона митрополитом Платоном (Левшиным, † 1812), а в иеромонаха — епископом Августином (Виноградским, † 1819).
В июле 1813 года назначен проповедником Московской духовной академии и соборным иеромонахом Московского Донского монастыря.
В 1814 году определен бакалавром исторических наук Московской духовной академии и членом академического цензурного комитета. Через два месяца назначен наместником Троице-Сергиевой лавры с возведением 31 октября 1814 года в сан архимандрита; одновременно назначен настоятелем Спасо-Вифанского монастыря.
В августе 1818 года определен ректором и профессором богословия в Вифанскую духовную семинарию с назначением в члены Московской духовной консистории и перемещением в Коломенский Голутвин монастырь.
19 апреля 1819 года перемещен в Московский Высокопетровский монастырь.
28 марта 1826 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, с поручением управления Троице-Сергиевой пустынью.
С 1827 года — член конференции Санкт-Петербургской духовной академии.
26 августа 1831 года назначен епископом Калужским и Боровским.
С 5 сентября 1834 года — епископ Минский и Гродненский.
21 апреля 1835 года возведен в сан архиепископа.
С 1839 года именовался Минским и Бобруйским.
С 28 января 1840 года — архиепископ Волынский и Житомирский и архимандрит Успенской Почаевской лавры.
В 1842 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде.
17 января 1843 года назначен архиепископом Варшавским и Новогеоргиевским с оставлением в должности архиепископа Волынского и Житомирского.
С 4 ноября 1848 года — архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский.
20 ноября того же года возведен в сан митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского.
7 декабря 1853 года совместно с митрополитом Филаретом (Дроздовым, 11867; память 19 ноября/2 декабря) отпевал митрополита Илиопольского Неофита.
Скончался 17 сентября 1856 года. Погребен в Духовской церкви Александро-Невской лавры.
Много потрудился преосвященный Никанор для блага вверенных ему епархий.
За три года управления Калужской епархией он сделал то, на что потребны многие годы, и расположил к себе сердца людей так, что они желали жить и умереть с ним, по слову Писания: "Не обидел, ниже утеснил вверенных ему словесных овец".
8 Волыни деятельно заботился о духовном просвещении. Служение в западном крае в то время было особенно ответственно. Архиепископу Никанору пришлось внести свою долю труда в дело обращения униатов в Православие.
Во время его служения в Минске было обращено более 16 тысяч человек, а в 1839 году он присутствовал на общем торжестве воссоединения униатов.
За восемь лет управления Санкт-Петербургской епархией преосвященный прославился необыкновенной ревностью и точностью в исполнении возложенных на него обязанностей. Однако, как первенствующий член Святейшего Синода, не отличался силой воли и административными способностями и потому был послушным орудием в руках обер-прокурора.
При нем начато описание достопримечательностей Александро-Невской лавры и собирание материалов по ее истории, а также составлено Житие святого благоверного князя Александра Невского.
При отпевании святителя в надгробном слове епископ Макарий так охарактеризовал его: "Ты сделал все, чтобы память твоя осталась во благословениях повсюду, где только протекала твоя жизнь и совершалось твое служение. Твоя неусыпная архипастырская ревность о преуспеянии в вере и благочестии преемственно вверявшихся тебе паств; твоя истинно ангельская кротость и радушие, с какими ты обходился с духовными твоими чадами; твоя отеческая неистощимая любовь, с какою ты принимал участие в их разнообразных нуждах; твоя терпеливость и мудрость, с какими ты переносил наши недостатки и умел исправлять виновных; твои милости и благодеяния, которые ты рассыпал такой щедрой рукой и которыми поощрял деятельность одних и возвышал счастье других, — все это никогда не изгладится из памяти признательных тебе душ".
Труды:
Избранные слова и речи: в 3 т. — СПб., 1857. Изъяснение текста в XII главах послания апостола Павла к римлянам.
Литература:
Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древних времен до настоящего времени. — Новгород, 1897, с. 191—199. Николай, архимандрит. Историко-статистическое описание Минской епархии. — СПб., 1864. Теодорович Н. И. Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии: в 3 т. — Почаев, 1888—1893. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской духовной академии. — М., 1879. Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. — М., 1867. Леонид, иеромонах. История церкви в пределах Калужской губернии. — Калуга, 1876, с. 207—210.
Потоцкий А., протоиерей. Церковно-историческое и статистическое описание Варшавской православной епархии. — Почаев, 1863. Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. — Одесса, 1913. — Т. 1, с. 108,119, 264. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713—1913 гг. — СПб., 1913, с. 890—896. Рункевич С. Г. Краткий исторический очерк столетия Минской епархии. — Минск, 1893, с. 66—83.
А. К. Очерк жизни высокопреосвященного Никанора, митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского. — СПб., 1856. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб., 1907, с. 12.
Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1883, с. 133.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1395, 1397,1401, 1404,1407.
Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 256. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 38, 174, 187, 188, 266, 267, 537, 570, 936, 937.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 256.
Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: в 10 т. — СПб., 1869— 1885. — Т. 8, с. 52—73.
Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814—1914 г. — М., 1914, с. 38, 607, 620.
Русская старина. — СПб., 1877, июль, с. 497, 625.
— 1882, август, с. 276. — 1883, апрель, с. 18,19. — 1885, июль, с. 168; декабрь, с. 501. — 1904, март, с. 586. — 1910, март, с. 665—679. Исторический вестник. — СПб., 1883, январь, с. 229.
— 1888, февраль, с. 302. — 1896, апрель, с. 157—180. Христианское чтение. — СПб., 1872, июнь, с. 183—229.
Русский архив. — М., 1904. — Кн. 1, № 2, с. 299; № 3, с. 458; кн. 2, № 5, с. 48, 50, 51; № 6, с. 234; кн. 2, № 7, с. 428. — 1910. — Кн. 1, № 4, с. 492; кн. 3, № 10, с. 249; № 12, с. 584.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 3, с. 774; т. 8, с. 112.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 547; т. 2, с. 1164, 1569, 1637, 1676, 2108, 2289. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 11, с. 277—279.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 19, 21, 67, 68, 69, 76, 78.
Никанор Клементьевский
(Николай Степанович) — митрополит СПб. и новгородский с 20 ноября 1848 г., † 17 сент. 1856 г. До митрополии был епископом: ревельским (с 28 марта 1826 г.), калужским (1831—34 г.), минским (1834—40 г.), волынским (1840—43 г.) и архиепископом варшавским (с 17 янв. 1843 г.); род. 26 ноября 1787 г.; с 1814 г. наместник Троицко-Сергиевой лавры; 1818—19 г. ректор Вифанской семинарии; с 1819 г. архимандрит высокопетровский.
{Половцов}
Большая биографическая энциклопедия. 2009.