Нарежный, Василий Трофимович


Нарежный, Василий Трофимович

— писатель; род. в 1780 г. в местечке Устовицы Миргородской сотни Гадячского повета. Отец его — мелкий польский шляхтич, в 1786 г. по выходе из Черниговского Карабинерного полка с обязательством "остаться вечно в русском подданстве", был награжден чином корнета и 24-го октября того же года получил свидетельство на дворянство. Первоначальное образование В. Т. Нарежный получил, как полагают, в Черниговской семинарии, быт, которой им живо изображен впоследствии в его романе "Бурсак". В 1792 г. он был помещен в дворянскую гимназию при Московском университете; между прочим, в этой гимназии воспитанники получали настолько удовлетворительное знакомство с новыми языками, что впоследствии, сделавшись студентами, могли заниматься переводами "на заказ", что давало им некоторый заработок; этим трудом поддерживал себя и Нарежный во время своего студенчества. Из профессоров университета Нарежный близко сошелся с Сохацким, редактором двух журналов: "Приятное и полезное препровождение времени" и "Иппокрена, или Утехи любословия", в которых и помещал свои первые литературные опыты. Пробыв в университете два года (с 1799 г.), Нарежный в октябре 1801 г. поступил на службу к вновь назначенному тогда правителю Грузии Коваленскому. Год службы в Грузии не остался без влияния на литературное творчество Нарежного. Состояние разоренной Грузия, невежество господствующего класса, бедность и бесправие народных масс, злоупотребления со стороны администрации и пр. произвели на Нарежного тяжелое впечатление и послужили поводом к написанию романа "Черный год, или горские князья", в котором на фоне приключений и фантастических сцен Нарежный нарисовал ряд картин восточной жизни и осмеял злоупотребления Грузинской администрации. Однако, из боязни преследования со стороны Коваленского, Нарежный не решился печатать свой роман, и последний увидел свет лишь после смерти автора (в 1829 г.). 14-го мая 1803 года, получив увольнение от службы в Тифлисе, Нарежный выехал в Петербург и осенью того же года поступил на службу в 3-е отделение Экспедиции Государственного хозяйства при Министерстве Внутренних Дел, на должность писца. За время службы в Экспедиции он успел лишь напечатать в 1804 году трагедию "Димитрий Самозванец", написанную еще в 1800 г. 30-го мая 1807 г. Нарежный поступил в Горную Экспедицию Кабинета Его Величества. С этого времени начинаются его усиленные работы в области литературы. Между прочим, в 1809 г. он издал первый том "Славенских вечеров", принятый очень сочувственно критикой и публикой. В 1813 г. Нарежный вышел в отставку и женился, а в 1815 г. снова поступил на службу в Инспекторский Департамент при Главном Штабе, где находился до 10 сентября 1821 г., когда по расстроенному здоровью окончательно вышел в отставку. 21-го июня 1825 г. Нарежный умер, проведя последние годы жизни в тяжелых материальных условиях.

Литературная деятельность Нарежного началась довольно рано. Еще будучи студентом, он напечатал первое свое произведение — перевод (с немецкого) поэтического сказания "Сотворение розы" — в журнале "Приятное и полезное препровождение времени" и затем немало писал стихами и прозой, сочинял оды, басни, трагедии (переводил из иностранных авторов), пока, наконец, не остановился на повествовательной форме. Из его юношеских произведений наибольшим вниманием пользовалась напечатанная в 1798 году поэма "Освобожденная Москва", написанная под впечатлением поэмы Хераскова того же названия; разница в сюжете обеих поэм та, что поэма Хераскова имеет своим содержанием Смутное время, а поэма Нарежного относится к нашествию Тамерлана. В следующем 1799 году он напечатал в журнале "Иппокрена" пять произведений, в том числе три басни. Наиболее зрелое произведение этого периода "Черный год или горские князья". Это был первый опыт самобытного сатирического романа в нашей литературе. По образцу романов того времени, "Черный год" изобилует всевозможными невероятными похождениями, отступлениями нравоучительного характера, но тем не менее он представляет довольно близкую к действительности картину местности, нравов и обычаев описываемого края. Впрочем, роман этот был напечатан в 1829 году, когда интерес к делам Грузии ослабел в русском обществе, и потому "Черный год" был встречен равнодушно. В 1804 г. Н. напечатал трагедию "Дмитрий Самозванец" — довольно неудачный сколок с трагедий "Разбойники" Шиллера. Пробуждение интереса в русском обществе к отечественной старине, появление "Слова о полку Игореве" вызвало и в литературе направление в сторону народничества. В это время Нарежный написал "Славенские вечера" — сборник повестей эпического характера. "Славенские вечера", в которых заметно подражание автора песням Оссиана, встречены были критикой очень сочувственно, и успех их побудил Нарежного в следующем году напечатать в "Цветнике" еще две повести: "Георгий и Елена" и "Анастасия", составляющие как бы продолжение "Славенских вечеров", но отличающиеся более романтическим характером. В 1814 г. вышли в свет три первые части романа Нарежного "Российский Жилблаз или похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова". Этот роман представляет переделку на русские нравы известного сочинения Лесажа "Histoire de Gil Blas". "Российский Жилблаз" тогда же был запрещен по распоряжению министра народного просвещения гр. А. К. Разумовского, который нашел в этом сочинении "предосудительные и соблазнительные места", и потому остальные три части не могли появиться в печати. В этом романе Нарежного отразились наиболее выдающиеся черты русской жизни и общественности: пристрастие к славянскому языку последователей Шишкова, масонство, злоупотребления помещиков своей властью над крестьянами, взяточничество и пр. Насколько появление этого романа в русской литературе было значительным событием, может свидетельствовать отзыв Н. А. Гончарова, который говорит: "Нельзя не отдать полной справедливости уму и необыкновенному по тогдашнему времени уменью Нарежного отделываться от старого и создавать новое. Белинский глубоко прав, отличив его талант и оценив его, как первого русского по времени романиста. Он школы Фон Визина, его последователь и предтеча Гоголя". После напечатания первых трех частей "Российского Жилблаза" и запрещения остальных трех в 1814 г., наступил перерыв в литературной деятельности Нарежного до 1818 г., когда были напечатаны в "Соревнователе" повесть "Славенских вечеров" "Любослав"; в 1819 г. там же напечатана другая повесть "Александр". В 1823 г. вышла отдельным изданием повесть его "Аристион, или Перевоспитание", в которой автор показывает вред новомодного внешнего воспитания при полном пренебрежении к развитию душевных качеств. В 1824 г. появились "Новые повести", отчасти сентиментального, отчасти реального характера. Из них наиболее выдающиеся: "Богатый бедняк", "Запорожец" и "Заморский принц"; последняя написана в драматической форме и скорее может назваться комедией. В том же 1824 г. вышел роман "Бурсак", наиболее оригинальное и известное сочинение Нарежного. "Бурсак", как и "Российский Жилблаз", представляет переход от подражательного романа к самобытному. Это произведение имело большой успех, и критика причислила его к лучшим историческим и оригинальным романам в русской литературе. Наконец, в 1825 г., спустя две недели по смерти Нарежного, вышел его роман "Два Ивана или страсть к тяжбам", изображающий наклонность малороссов к сутяжничеству и судьбу трех помещичьих семейств, доведенных до разорения многолетней тяжбой. Из посмертных сочинений Нарежного уцелела первая часть романа "Гаркуша, малороссийский разбойник".

Современная критика часто упрекала Нарежного в недостатке "образованного вкуса", в грубости языка, но тем не менее за ним признавался несомненный литературный талант, самобытный и оригинальный. Кн. П. А. Вяземский по поводу появления "Бурсака" и "Двух Иванов" писал, что эти романы Нарежного "занимают видное место в числе замечательных произведений нашей ленивой и малоурожайной словесности", и что Нарежный первый сумел наблюдения над народным бытом обратить в материал для составления русского романа. Белинский признавал в Нарежном "человека с замечательным и оригинальным талантом". По особым свойствам своей натуры, по скромности, Нарежный держался в стороне от видных литературных кружков, нередко оставался в тени и умер недостаточно оцененный и мало понятый современниками. Между тем, историко-литературное значение этого самобытного дарования значительно. Он был одним из первых и наиболее талантливых создателей русской реалистической школы в литературе; недаром исследователи называют его одним из выдающихся предшественников Гоголя, давшим образцы русского бытового романа, освобождавшегося от подражания сентиментальным, нравоучительным и фантастическим переводным романам.

Полного собрания сочинений Нарежного нет; отдельными изданиями вышли следующие его произведения: "Димитрий Самозванец", трагедия в 5 действ. М., 1804 г., "Славенские вечера", книжка 1-я, СПб., 1809, кн. 2-я, СПб., 1826; "Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова". СПб., 1814, — роман в 6 ч. (из них три последние были приостановлены цензурой в 1814 г.); "Аристион, или Перевоспитание", справедливая повесть, 2 части, СПб., 1822; "Новые повести В. Нарежного", СПб., 1824 г., З ч.; "Бурсак", малороссийская повесть, 4 ч., М., 1824, 1860, 1881, 1886; "Два Ивана, или Страсть к тяжбам", 2 ч., М., 1825; "Черный год, или Горские князья", М., 1829, роман в 4 частях; "Романы и повести Василия Нарежного". СПб., 1835—1836, в 10 частях; "Гаркуша, малороссийский разбойник", неоконченный роман Нарежного (остался в рукописи). Стихотворения Нарежного, а также некоторые прозаические произведения не имеются в отдельных изданиях; они помещались автором в следующих журналах: "Приятное и полезное препровождение времени" 1798, ч. ХVIII, XIX, и XX (разные стихотворения, между прочим, "Освобожденная Москва", "Песнь Владимиру киевских баянов"); "Иппокрена, или Утехи любословия", 1799 г., V, ч. I, 1800 г., ч. VII (стихотворения и басни, а также "театральное представление": "Кровавая ночь, или Конечное падение дому Кадмова"); "Цветник" 1810 (повести: "Георгий и Елена", "Анастасия"), "Соревнователь Просвещения" 1818 и 1819 гг. (повести: "Любослав" и "Александр").

Обзору жизни и деятельности В. Т. Нарежного посвящена обширная монография H. A. Белозерской: "Василий Трофимович Нарежный" — историко-литературный очерк, (впервые напечатано в "Русской Стар." 1888 г., №№ 5, 6, 8; 1890, № 9 и 1891 г., №№ 5, 6, 7, 8; отд. изд.: 1-е, СПб., 1893; 2-е изд. СПб., 1896). В этом обстоятельном исследовании, удостоенном Уваровской премии (см. "Отчет о 35-м присуждении наград гр. Уварова", СПб., 1895 г.), приведена и вся литература о Нарежном, и сделана сводка рецензий на его сочинения.

Ив. Солосин.

{Половцов}



Нарежный, Василий Трофимович

(1780—1826) — русский писатель, автор первого бытового русского романа, родоначальник реалистической школы, предшественник Гоголя. Происходил из мелкой шляхты Миргородской сотни, Гадячского повета; первоначальную школьную подготовку получил, по всей вероятности, в черниговской семинарии, которая дала ему ряд впечатлений, переданных потом в его романах. В 1792 г. Н. поступает в дворянскую гимназию при московском университете и по истечении 6 лет "производится", за отличные успехи в науках, в студенты. Пробыв около двух лет в университете, Н. определяется на службу чиновником при правителе Грузии, Коваленском; в Грузии он занимает различные должности до 1803 г., затем служит в Петербурге, сначала в министерстве внутренних дел, потом в горной экспедиции кабинета, наконец, после кратковременной отставки, в военном министерстве. Несмотря на значительный успех, которым он пользовался в современной ему литературе, Н. прожил всю жизнь в стороне от литературного мира, не участвуя в борьбе карамзинистов с Шишковым и его друзьями. Мелкий чиновник, не имевший доступа в высшие круги общества, где сосредоточивалась тогда главным образом литературная жизнь, Н. творил, не угождая современности, но невольно отражал наиболее характерные черты своей эпохи.

Еще студентом он помещает повести и поэмы, написанные под сильным влиянием Державина, в "Приятном и полезном препровождении времени" Подшивалова и Сохацкого (1798 г.) и в "Ипокрене" Сохацкого (1799—1800 гг.). Относящаяся к этому же приблизительно времени трагедия "Кровавая ночь, или Конечное падение дома Кадмова" не выделяется из ряда современных ей трагедий, но указывает на дарование автора. Жизнь в Тифлисе, служебные столкновения с новыми людьми дали Н. возможность многое увидеть и на многое негодовать: злоупотребления чиновников, бесправие, общее невежество, жадность к наживе — все это изображено им в сатирическом романе "Черный год, или Горские князья", наполненном, по образцу модных тогда romans d'aventures, массой самых невероятных приключений; но эти приключения служат лишь фоном, по которому автор рисует ряд типов кавказских администраторов. Это было причиной того, что роман появился в печати лишь в 1829 г., после смерти автора; в это время грузинские дела были забыты, а вкусы публики и критики настолько развились, что роман оказался устарелым. В 1804 г. Н. напечатал трагедию "Дмитрий Самозванец" — крайне неудачный сколок с "Разбойников" Шиллера. Открытие "Слова о Полку Игореве", переводы песен Оссиана и вообще оживление интереса к родной старине и народности отразилось и на Н.; он выпускает в свет первую часть "Славенских вечеров" (1809). Повести, вошедшие в ее состав, не выше многих других тогдашних повестей, но критика отнеслась к "Слав. вечерам" довольно благосклонно. В 1810 г. Н. печатает в журнале "Цветник" еще две повести, несколько более удобочитаемые.

В 1814 г. появились первые три части романа Н. "Российский Жильблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова". Здесь, на канве, взятой у Лесажа, Н. дал немало картин из русской жизни. Роман, разрешенный цензурой, был, однако, отобран и уничтожен по распоряжению министра народного просвещения графа Разумовского, за безнравственность и за "предосудительные и соблазнительные места". Настоящей причиной запрещения были обличения масонов, изображенных Н. в крайне непривлекательном, карикатурном виде (они в это время пользовались покровительством властей); был затронут им и вопрос о нормальности крепостного права, приведены примеры вопиющего злоупотребления помещичьей властью. Это — настоящий русский бытовой роман, отразивший наиболее выдающиеся черты русской литературы и общественной жизни той эпохи: славянофильство шишковистов, хищничество чиновников, скудость интересов высшего класса, бесхарактерность представителей русской интеллигенции. Все это, несмотря на длинноты, растрепанный стиль и неуклюжее построение романа, очерчено живо, характерно и выпукло. Гораздо слабее повесть Н.: "Аристион, или Перевоспитание" (1822), принадлежащая к разряду нравоучительных повестей, которыми так богат XVIII век. Талантливо начертан только тип скупца — пана Тараха, — предшественника гоголевского Плюшкина. В 1824 г. Н. издал "Новые повести", частью в сентиментальном роде ("Мария"), частью в восточном, поучительном ("Турецкий суд"), главным же образом — в том направлении, которому он следовал в "Жильблазе". Повести "Богатый бедняк", "Запорожец", "Заморский принц" являются чисто реальными, нравоописательными; последняя представляет собой скорее комедию и имеет некоторое сходство с "Ревизором".

Наиболее известное и до сих пор читаемое произведение Н., "Бурсак", вышло в свет в 1824 г. Оно вполне самостоятельно, как в сюжете, так и в деталях. Типы, не шаржированные, а нарисованные прямо с натуры, отличаются замечательной жизненностью. Герой, Неон, проходящий многотрудную стезю бурсацкого воспитания, является совершенно живым лицом, приключения его вполне возможны и вытекают одно из другого; характер героя обусловлен внешней обстановкой его жизни. Лишь в конце романа заметны неправдоподобие в действии и уступки требованиям сентиментальной школы. Повесть "Два Ивана или страсть к тяжбам" (1825) вышла через две недели после смерти автора. Здесь изображено сутяжничество малороссов: два соседа заводят тяжбу, которая разоряет их обоих (сюжет, позже послуживший Гоголю для его "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем").

Тогдашняя критика не раз упрекала Н. за отсутствие "образованного вкуса", за необработанность языка, за стремление изображать отрицательные, грязные стороны жизни, пьянство, пошлость и грязь серого обыденного быта. Современники называли Н. "Теньером русской литературы", но признавали за ним и достоинства, например уменье сохранить в рассказе характер "местности и народности". По мнению князя П. А. Вяземского, Н. "одному и первому" из современных ему писателей удалось победить величайшую трудность — охватить подробности русской жизни для составления русского романа. Историческое значение Н. велико; он может быть назван предшественником Гоголя. Он первый дал образцы русского романа, свободного от подражательности сентиментальным, нравоучительно-отвлеченным переводным романам, которыми зачитывалась русская публика конца прошлого и начала нынешнего века.

См. Н. А. Белозерская, "Василий Трофимович Н." (изд. 2-е, 1896, ч. II и прил.); акад. К. Н. Бестужев-Рюмин в "отчете о 35-м присуждении наград графа Уварова" (1895). Романы и повести Н. изданы Смирдиным в 1835—1836 гг.; позже отдельно издан А. Сувориным "Бурсак".

В. П.

{Брокгауз}



Нарежный, Василий Трофимович

[1780—1825] — писатель. Род. в Миргородском у. Полтавской губ. Отец его происходил из обедневшего дворянства, перешел в казаки и вел сам свое хозяйство; это не мешало ему однако гордиться своим дворянским происхождением. Н. учился в Черниговской семинарии, в Москве в семинарии при университете и в самом университете, которого не кончил. Всю жизнь прослужил мелким чиновником по министерству военных и внутренних дел — вначале на Кавказе, позднее в Петербурге.

Ранние подражания Нарежного Державину, классической трагедии, Оссиану, стилизации под "древнерусскую повесть" мало характерны для дарования Н. — оно развернулось, когда Н. перешел к бытовому роману. Огромным успехом пользовались его произведения, написанные в этом жанре, несколько разработанном до него в мещанской литературе XVIII в. М. Чулковым, Комаровым, Крыловым и др. В 1829 был напечатан написанный в самых первых годах XIX в. роман Н. "Черный год, или Горские князья" — остро злободневный для своего времени, изображавший нравы русских "покровителей" Кавказа. Но сатира Н. явно выходила за границы кавказского режима: система управления, построенная на обирании народа и вымогательствах посредством специально учрежденного для пополнения казны "ордена нагайки", "европейская политика", которой стремятся подражать горские князья, пуская в ход ложь, взятки, клевету и т. п., привольное житье вельмож и духовенства при полном разорении народного хозяйства — все это являлось сатирой и на Россию в целом. Следующий роман при некотором композиционном подражании Лесажу (см.) — "Российский Жиль Блаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова" — оригинален по своему содержанию. В 1814 вышли три части, но были вскоре запрещены, а части 4—6 уничтожены, так как в романе Н. была смелая сатира на высшие круги русского общества и злоупотребления крепостным правом. Авантюрный сюжет романа своеобразно сочетался с массой бытовых картин из жизни мелкопоместья и буржуазии. Бытовой и нравоописательный элемент окончательно берет верх над авантюрным в романе Н. "Бурсак" (напеч. в 1824). Еще больше бытового материала и реализма в повести о двух Иванах, ведущих нескончаемую борьбу с попом Харитоном Занозой ("Два Ивана, или Страсть к тяжбам", 1825). Неоконченным остался роман, главным героем которого Н. избрал всеми презираемого пастуха, в результате испытанных им преследований ставшего разбойником.

Дворянская критика не могла сочувственно принять ни содержания романов Н. с их заостренным интересом к социальным проблемам и злой критикой высших слоев общества ни тяжелого и часто грубого языка. Называя Н. "русским Теньером", критика начала XIX в. в сущности стремилась обойти чуждое ей явление, иногда лишь давая советы автору развивать в себе "чувство изящного" и не увлекаться изображением низкой действительности, "недостойной просвещенного писателя". Зато разночинец Белинский считал "Бурсака" и "Двух Иванов" романами, запечатленными талантом, оригинальностью, комизмом, верностью действительности. "Честь создания русского романа, — писал в одной из своих юношеских статей Добролюбов, — принадлежит Н.: "Бурсак" и "Два Ивана" Н. до сих пор не потеряли цены своей, и последнее произведение даже с честью выходит из сравнения с повестью Гоголя (о ссоре Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем), имеющей тот же сюжет. Романы Н. до сих пор не были у нас оценены по достоинству".

Появление Гоголя надолго заслонило прозу Нарежного от внимания критики, хотя Н. недаром считается его предшественником. Не только в общем жанре бытовой повести и общем материале, взятом из быта мелкопоместной Украины и исторического казачества, но даже в отдельных характерах и сюжетах открыто проглядывает связь, соединяющая этих двух писателей, иногда обусловленная заметным влиянием Н. на Гоголя (ср. "Бурсака" Н. с "Вием" и "Повесть о двух Иванах" с "Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"). Однако социальные тенденции творчества обоих писателей не вполне однородны: несмотря на устарелые моралистические сентенции, которые любит Н., архаическое смешение авантюризма героев с сентиментальными переживаниями, у Н. мы найдем большой интерес к социальным проблемам своего времени, широкий сатирический охват действительности и более резкое, чем у Гоголя, осуждение верхушки господствующего класса. Все это говорит за то, что Н. выявляет в литературе иную социальную группу, чем Гоголь, ушедшую от родного мелкопоместъя и приближающуюся к той городской мелкой буржуазии, идеологами которой еще в XVIII в. были созданы образцы русского бытового и сатирического романа.

Библиография: I. Романы и повести сочинения Василия Нарежного, в 10 чч., изд. Смирдиным, СПб, 1835—1836; Избранные романы, вступ, ст., ред. и комментарии В. Ф. Лереверзева, изд. "Academia", M. — Л., 1933.

II. Белинский В. Г., Русская литература в 1841 г., Собр. сочин. Белинского, под ред. С. А. Венгерова, т. VII, СПб, 1904; Добролюбовы., О русском романе, Coбp. сочин., под ред. Е. В. Аничкова, т. III; Белозерская Н. А., В. Т. Нарежный, изд. 2-е, СПб, 1896; Данилов В. В., Земляк и предтеча Гоголя, Киев, 1896; Соколов Ю. М., Нарежный и малорусская литературная традиция, "Беседы", сб., изд. Об-ва истории литературы, М., 1915; Его же, Нарежный и Гоголь, там же; Введенский Д. Н., Этюды о влиянии оссиановской поэзии в русской литературе, Нежин, 1918; Скабичевский А., Сочинения, т. II, изд. 3-е, СПб, 1903 ("Наш исторический роман в его прошлом и настоящем"); Сакулин П. Н., Русская литература, ч. 2, М., 1929.

III. История русской литературы XIX в., под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского, т. II, М., 1911, стр. 405—407 (подробная библиография); Владиславлев И. В., Русские писатели, издание 4-е, Гиз, Ленинград, 1924.

В. Нечаева.

{Лит. энц.}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Смотреть что такое "Нарежный, Василий Трофимович" в других словарях:

  • Нарежный Василий Трофимович — русский писатель (1780 1826), родоначальник реалистической школы, предшественник Гоголя . Происходил из мелкой шляхты Миргородской сотни, Гадячского повета. Первоначальную школьную подготовку получил, по всей вероятности, в черниговской семинарии …   Биографический словарь

  • Нарежный Василий Трофимович — [1780, с. Устивица, ныне Великобагачанского района Полтавской области, ‒ 21.6(3.7).1825, Петербург], русский писатель. Родился в семье мелкопоместного шляхтича. Учился на философском факультете Московского университета (1799‒1801: не окончил).… …   Большая советская энциклопедия

  • НАРЕЖНЫЙ Василий Трофимович — (1780 1825) русский писатель. Роман Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова (ч. 1 3, 1814) сатира на дворян крепостников …   Большой Энциклопедический словарь

  • Нарежный Василий Трофимович — Гравюра Фёдора Алексеева с портрета работы неизвестного художника, 1844 год Василий Трофимович Нарежный (1780, Устивице, Миргородcкий уезд, Полтавская губерния  21 июня (3 июля) 1825, Петербург)  русский писатель, автор первого бытового русского… …   Википедия

  • Нарежный, Василий Трофимович — á Для термина этой статьи надо поставить правильное ударение. Василий Нарежный …   Википедия

  • Нарежный Василий Трофимович — (1780 1825), русский писатель. В романе «Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова» (части 1 3, 1814; полностью опубликован в 1938) использован авантюрно плутовской сюжет; сатирически изображены нравы дворянской среды… …   Энциклопедический словарь

  • Василий Трофимович Нарежный — Гравюра Фёдора Алексеева с портрета работы неизвестного художника, 1844 год Василий Трофимович Нарежный (1780, Устивице, Миргородcкий уезд, Полтавская губерния  21 июня (3 июля) 1825, Петербург)  русский писатель, автор первого бытового русского… …   Википедия

  • Нарежный, Василий — Гравюра Фёдора Алексеева с портрета работы неизвестного художника, 1844 год Василий Трофимович Нарежный (1780, Устивице, Миргородcкий уезд, Полтавская губерния  21 июня (3 июля) 1825, Петербург)  русский писатель, автор первого бытового русского… …   Википедия

  • Нарежный — Нарежный, Василий Трофимович Василий Нарежный Гравюра Фёдора Алексеева с портрета работы неизвестного художника, 1844 год Дата рождения: 1780 год(1780) …   Википедия

  • Нарежный — Василий Трофимович (1780 1825) писатель. Р. в Миргородском у. Полтавской губ. Отец его происходил из обедневшего дворянства, перешел в казаки и вел сам свое хозяйство; это не мешало ему однако гордиться своим дворянским происхождением. Н. учился… …   Литературная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Нарежный, Василий Трофимович» >>


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.