- Моисей, архиепископ Новгородский
(Митрофан) — святитель, архиепископ Новгородский и Псковский.
(† 1362; память 25января/7 февраля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых.
Родился в Новгороде в богатой и благочестивой семье.
Получил хорошее образование.
С юных лет возлюбил Господа, тайно от родителей удалился в Тверской Отроч монастырь и принял пострижение в монашество. Затем по просьбе родителей перешел в Колмов монастырь, который находился вблизи Новгорода.
Через некоторое время инок Моисей был рукоположен архиепископом Новгородским Давидом во иеромонаха, а затем возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря.
В 1325 году в Москве митрополитом Петром († 1326; память 21 декабря/3 января) хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан архиепископа. В трудное время пришлось управлять Новгородской кафедрой святителю Моисею: неоднократные пожары опустошали Новгород с его многочисленными храмами; народные волнения, сопровождавшиеся грабежами, держали всех в страхе; угрожали набегами татаро-монгольские захватчики, преследующие непокорных им князей.
Душа святителя искала иноческого уединения, и в 1330 году он удалился на покой в Колмов монастырь, где принял схиму.
С 1352 года, по многочисленным и неотступным просьбам новгородцев, вторично управлял Новгородской епархией.
Святитель Моисей отличался большой любовью к храмоздательству и устройству монастырей. За период управления епархией им основано и обновлено пять монастырей: Деревяницкий Воскресенский (1335); Богословский женский монастырь близ Новгорода (1354); Сковородский Михайловский с построением в нем каменной церкви (1355); Свято-Духовский женский в Новгороде (обновлен в 1357 году) с построением в нем храма во имя Святого Духа; Радоговицкий Успенский (1357). Кроме того, построено несколько церквей: Десятинский храм в Новгородском монастыре (1359), церковь святого Прокопия на княжеском дворе (1359), церковь Благовещенская на Михайловской улице города Новгорода (1362).
Во все время своего святительства в Новгороде он неусыпно заботился о благе своей паствы, помогая страждущим и обидимым, призревая вдов и сирот, защищая слабых от притеснений сильных.
Архиепископ Моисей отличался особенной любовью к духовному просвещению. По его благословению были собраны писцы, которые переписали множество книг, главным образом богослужебных. Одно из Евангелий, писанных по распоряжению святителя Моисея в 1355 году, находится в собрании рукописей Синодальной библиотеки (ныне в Государственном историческом музее), другое хранится в ризнице Новгородского Софийского собора.
В 1354 году Константинопольский патриарх Филофей в знак глубокого почитания святителя Моисея разрешил ему пользоваться древним преимуществом новгородских святителей — носить крестчатые ризы, которые и прислал сам. Он также позволил святителю Моисею непосредственно обращаться к Константинопольскому патриарху.
Стремясь к уединению, в 1358 году святитель удалился на покой в устроенную им Сковородскую обитель, несмотря на усердные просьбы всего народа.
Но Бог еще раз призвал святителя к деятельности. В год удаления его с архиепископии по случаю смены посадника в Новгороде вспыхнула смута: мятежники умертвили многих бояр, разрушили Волховский мост; три дня стояли друг против друга жители Торговой и Софийской сторон, готовясь вступить в ожесточенную схватку. Тогда к враждующим вышел святитель Моисей и, благословляя, сказал: "Дети! Не поднимайте брани, не вступайте в бой! Да не будет святым церквам и месту сему пустоты!"
Скончался 25 января 1362 года. Погребен в церкви Сковородского монастыря.
19 апреля 1686 года при Новгородском митрополите Корнилии обретены его нетленные мощи. В 1782 году попечением митрополита Новгородского Гавриила (Петрова, † 1801) в Сковородском монастыре была устроена новая бронзовая рака и переложены в нее мощи святителя.
Житие святителя Моисея написано по благословению святителя Новгородского Ионы († 1470; память 5/18 ноября) иеромонахом Пахомием Логофетом.
Литература:
Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. — Новгород, 1891. — Т. 1. — С.153—154.
Тихомиров П. И., протоиерей. Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. — 3-е изд. — Новгород, 1902 (1908). — С.110—112.
Гедеон (Вихров), священник. Новгородский Деревяницкий Воскресенский монастырь. — Новгород, 1892, с. 4.
Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. — М., 1896, с. 101.
Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. — М., 1862, с. 233—235. Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902; вып. 8, с. 123—124. Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. — М., 1884—1885. — Т. 1, с. 477—478. Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. — М., 1807—1815, ч. 1, с. 73.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 4, с. 20, 201, 236, 253. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 1, с. 1278.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1406. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 570, 575, 598, 602. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 34.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 71, 72, № 69. Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891,191.
Сергий (Спасский), архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. — М., 1903, с. 8. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — 2-е изд. — СПб., 1862, с. 173—174.
Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1897, № 9, с. 340. Душеполезное чтение. — М., 1897, ч. 2, с. 130.
Православный собеседник. — Казань, 1858, февраль, с. 279. — 1860, май, с. 9, 71. Русский архив. — М., 1901. — Кн. 1, № 2, с. 197. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1585. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний // Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. — СПб., 1900—1905. — Т. 5, с. 508.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 18.
Минея январь. — М., 1983. — Ч. 2, с. 369—370. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 3, с. 25, 102, 125, 142, 145, 165, 228—230, 234, 235, 268, 377, 384.
Большая биографическая энциклопедия. 2009.