Михаил, Протопоп Черниговский

Михаил, Протопоп Черниговский

— Протопоп Черниговский, один из первых и искуснейших состязателей о Вере с Датским Принцем Валдемаром. Поводом тому было следующее обстоятельство: Царь Михаил Феодорович, вознамерясь выдать старшую дочь свою Княжну Ирину Михайловну за Датского Принца Валдемара, сына Датского Короля Христиана IV, в 1643 году отправил в Данию Посольство с сим предложением, на таком условии, чтобы Валдемару приехать в Россию и принять Греко-российское Исповедание. Предложение было охотно принято, но последнее условие отринуто. Несмотря на сие, один живший в Москве иностранец, именем Петр Марселев, вызвался вторично отправиться Послом в Данию и убедить Принца приехать в Россию, по крайней мере, для переговоров. Посольство сие было успешно, и Принц под именем Графа в 1644 году прибыл в Москву со свитой и одним своим Пастором, по имени Маттеем Филгобром. Переговоры начались, но никак не могли согласиться о Вере. На сей случай Царь и Патриарх повелели сыскать способных людей из Духовных для состязания с ним. Почему избраны были Благовещенский Протопоп Никита, Черниговский Протопоп Михаил, Успенский Ключарь Иоанн Наседка и при них некоторые другие. Прение началось 1644 года с 28 Майя предложением вопросного Послания от Патриарха Иосифа к Принцу Валдемару о Исповедании Веры. Валдемар дал Патриарху письменный ответ в 20 статьях, с объяснением и доказательствами Лютеранского Исповедания. На ответы сии Патриарх послал к Принцу довольно изрядное по тогдашнему веку и умствованию возражение и обличение. Замечательно при сем то, что Валдемар во 2 и 7 статье своего исповедания, посланного к патриарху, прямо признавал Происхождение Св. Духа от единого токмо Отца. На Патриарховы возражения Валдемаров Пастор Маттей написал новые ответы и прислал оные уже не к Патриарху, а в Посольский Приказ. Против сих-то ответов 1645 года Июля 4 Имянным Указом препоручено было Черниговскому Протопопу Михаилу, Соборному Успенскому Ключарю Иоанну Наседке и Костромской Геннадиевой Пустыни Строителю Исаакию с некоторыми другими написать опровержение. Спор наипаче касался до браков с иноверцами, действительности поливательного у Лютеран крещения, почитание Икон и Святых, силы и важности Священства Лютеранской Церкви и проч. Со стороны Российских поверенных выписано было в опровержение ответов Маттеевых все то, что можно было тогда собрать из Греческих Толкований Священного Писания и Отцов. В спор сей вмешался тогда же еще Польский Посол Кастеллан Гавриил Стемковский, и в Ответной Палате подал Российским поверенным от себя 5 статей о неповторении Крещения, о силе и действительности поливания и проч. Российские поверенные написали также и на сии статьи обличения свои. Но прения тем паче умножились. Между тем Валдемар чрезвычайно роскошью на счет Российского Двора и нескромным поведением начал уже возбуждать всеобщее в народе негодование. Притом, узнано было тогда, что он не законнорожденный, а побочный только сын Короля Христиана IV. Стечение всех сих обстоятельств столько тронуло Царя Михаила Феодоровича, что он от оскорбления в том же 1645 году Июля 12, вдруг занемог и в следующую ночь скончался; а Царица Евдокия Лукиановна после его через пять недель. Валдемару вслед за тем было отказано, и он немедленно выехал из России, а потом, вступя в службу к Шведскому Королю, умер в Польском походе. Обстоятельная История о его вызове, приезде и пребывании в России, а также о всех по случаю прения с ним о Вере и о последовавших за тем обстоятельствах, находится между рукописями Московской Патриаршей библиотеки и С.-Петербургской Александро-невской. А одна глава из сей книги о Крещении погружением, а не обливанием напечатана в книге о Вере, изданной в Москве при Патриархе Иосифе 1648 года. При некоторых списках находится и полный перевод с Немецкого ответов Валдемаровых.

{Болховитинов}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Михаил, Протопоп Черниговский" в других словарях:

  • Новгород Великий — (история) Территория Великого Н. занимала обширный угол северо западной Руси и с течением времени распространялась все далее и далее на С и СВ, доходя на С до Белого моря и переходя на В за Уральский хребет. Вместе с территорией новгородского… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Конотопская битва — Координаты: 51°13′20.77″ с. ш. 33°09′30.52″ в. д. / 51.222436° с. ш. 33.158478° в. д.  …   Википедия

  • Раскол — (об отличии его от ереси см. Ересь). I. Научная разработка вопроса о расколе. Значение раскола в русской жизни. Р., у самих раскольников называемый старообрядством, староверием, возник в половине XVII века; научное исследование его началось,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР — Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома. История Архангельский собор Московского Кремля. 1508 г. Архангельский собор Московского Кремля. 1508 г.Достоверных… …   Православная энциклопедия

  • БОРИС И ГЛЕБ — [в Крещении Роман и Давид] (90 е гг. X в.? 1015, после 15.07), св. князья страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля, в Соборе Рязанских святых и в СобореТульских святых; в Соборе Росто Ярославских святых Б.; 5 сент., в Соборе Владимирских святых и в… …   Православная энциклопедия

  • Харьковская и Богодуховская епархия — Украинская православная церковь (Московского патриархата) …   Википедия

  • ВСЕВОЛОД (ДИМИТРИЙ) ЮРЬЕВИЧ — Большое Гнездо (19.10.1154, Дмитров 15.04.1212, Владимир), вел. кн. владимирский (с 20 июня 1176), младший сын кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого от 2 го брака (по не подтверждаемому надежными данными предположению, с визант. царевной) …   Православная энциклопедия

  • Харьковская епархия — Украинская православная церковь (Московского патриархата) Благовещенский кафедральный собор …   Википедия

  • ВОЛОГОДСКАЯ И ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ ЕПАРХИЯ — РПЦ, преемственно связана с учрежденной в 1383 г. Пермской епархией, центром к рой являлся Усть Вым (совр. с. Усть Вымь в Усть Вымском р не Республики Коми), выделенной из Ростовской и Новгородской епархий. С 1492 г. Великопермская и Вологодская …   Православная энциклопедия

  • Никон, патриарх московский и всея Руси — шестой патриарх московский и всея Руси. Род. в 1605 г. в семье крестьянина села Вельдеманова (Княгининского уезда Нижегородской губернии); в миру его звали Никитой. В раннем возрасте Н. много терпел от злой мачехи. Научившись грамоте, мальчик… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»