- Мефодий Филимонов
(или Филимонович; Максим) — епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский.
Родился на Украине.
До возведения в архиерейский сан служил в городе Нежине в сане протоиерея.
В начале 1661 года вызван в Москву, пострижен в монашество с именем Мефодия. 5 мая 1661 года хиротонисан митрополитом Сарским и Подонским Питиримом († 1673) во епископа Мстиславского, Оршанского и Могилевского. Отправлен в Малороссию в звании блюстителя Киевской митрополии.
В 1668 году митрополит Киевский Иосиф (Нелюбович-Тукальский, † 1676) лишил Мефодия епископского сана, поскольку он рукоположен был в Москве, и сослал в Уманский монастырь. Из монастыря Мефодию удалось бежать в Киев.
В 1668 году московскими воеводами был отправлен в Москву, но не был лишен епископского сана, а только помещен на жительство в Московский Новоспасский монастырь, где и скончался.
Во второй половине XVII века разрыв между Правобережной и Левобережной Украиной сложился окончательно. Правобережье с 1659 года находилось под юрисдикцией Польши и имело своего особого гетмана. В Левобережье, которое находилось под властью московского государя, шла борьба за гетманскую власть. Претенденты враждовали между собой, спорили, доносили друг на друга в Москву, производили смуты между казаками, волновали население. Чтобы получать достоверные сведения о положении этой страны, управлять делами ее для ее же блага, московское правительство остановилось на мысли иметь в лице церковного администратора в Киеве и политического деятеля человека, который бы не только вполне был верен московскому государю, но близко был знаком с духом и характером малороссийского народа, с тогдашним настроением его мыслей и желаний, со взаимными отношениями тогдашних главных лиц и партий между казаками и всем этим мог бы служить московскому правительству и благотворно содействовать ему в управлении краем. Таким человеком признали в Москве нежинского протопопа Максима Филимонова. Он обратил на себя внимание московских властей еще в 1654 году, когда Малороссия и Белоруссия присоединялись к Великой России, своими речами, в которых показал свою образованность, а еще больше свою приверженность к православной России. С того времени он всячески старался способствовать утверждению московской власти в Малороссии. Царь, которому передавались от отца Максима известия, видел и ценил его усердие, щедро награждал его, видел его близкое знакомство с краем, его способность к занятиям политическими делами, его находчивость и уменье заправлять ими. В этом отношении он казался гораздо выше и надежнее епископа Лазаря (Барановича, 11692). Епископ Лазарь был человек весьма ученый и благочестивый, но всю свою жизнь провел в стенах училищ и в управлении разными монастырями, а с мирскою общественною жизнью в крае мало был знаком, практически и не обнаруживал никакой склонности следить за течением гражданских и политических дел. Не удивительно, что вместо Лазаря (Барановича) блюстителем Киевской митрополии, после совершения в Москве хиротонии, московским правительством был выбран протопоп Максим.
Новый блюститель Киевской митрополии епископ Мефодий прибыл в Киев в июле 1661 года и вступил в управление митрополией, приняв 16 июля 1661 года от прежнего блюстителя, епископа Лазаря, все имущество святой Софии, церковное и монастырское, принадлежавшее митрополичьему дому.
3 августа 1661 года Киевский митрополит Дионисий (Балабан, † 1663), пользуясь своим правом, рукоположил на ту же самую епархию своего епископа Иосифа (Нелюбовича-Тукальского, 11676). И это должно было служить постоянным свидетельством для всех и для самого Мефодия, что он рукоположен и называется Мстиславским незаконно. В начале 1662 года патриарх Никон предал анафеме Крутицкого митрополита Питирима между прочим и за то, что он поставил Мефодия епископом в чужую церковную область, подведомую Константинопольскому патриарху. И эта анафема на рукополагавшего митрополита падала, по канонам, и на рукоположенного им, подвергая обоих низложению. В 1662 году митрополит Киевский Дионисий (Балабан) просил у Константинопольского патриарха проклятия на епископа Мефодия как незаконно занявшего Киевский престол. По просьбе Дионисия Константинопольский патриарх прислал копию с проклятия в Киев. Киевское духовенство по получении патриаршей грамоты о проклятии Мефодия чуждалось его и даже враждовало против него. В 1663 году царь Алексей Михайлович дважды ходатайствовал перед Константинопольским патриархом о снятии проклятия с Мефодия, и через некоторое время проклятие было снято, а духовенство снова признало Мефодия епископом. Имя Мефодия как блюстителя митрополии вновь стали поминать в киевских церквах и монастырях. В 1663 году по распоряжению царя Алексея Михайловича в Нежине собралась генеральная рада для избрания гетмана. Гетманом был избран И. М. Брюховецкий, которому покровительствовал Мефодий и которого привел потом к присяге на верность государю. Соперники Брюховецкого на гетманство Самко и В. Золотаренко были выданы на войсковой суд и казнены как изменники. Мефодий после избрания гетмана Брюховецкого возвратился в Киев и занялся церковными делами. В частности, продолжил ремонт Софийского собора, начатый еще при митрополите Петре (Могиле, 11646). Гетман Брюховецкий, обязанный своим избранием Мефодию, скоро оказался неприязненным как к Мефодию, так и к подведомому ему духовенству. Гетман дозволял казакам грабить и разорять церковные имения и на все жалобы церковных властей не обращал никакого внимания, так что духовенство стало считать гетмана врагом Церкви и в монастырях прекратило о нем молитвы. В сентябре 1665 года гетман Брюховецкий прибыл в Москву и просил, чтобы впредь митрополит Киевский назначался из Москвы. Московское правительство отказалось от этого предложения, не считая себя вправе распоряжаться Киевской митрополией без благословения Константинопольского патриарха. Такими действиями гетмана были возмущены все слои малороссийского общества.
В августе 1666 года по указу государя в Москву на Собор были вызваны блюститель Киевской митрополии Мефодий (Филимонович) и епископ Черниговский Лазарь (Баранович). На Соборе среди прочих дел рассматривался вопрос о подчинении Киевской митрополии Московскому патриархату.
В январе 1667 года был подписан Андрусовский договор между Россией и Польшей, согласно которому на 13 лет заключалось перемирие, к Польше отходила Правобережная Украина, а Левобережная с Киевом и его окрестностями оставалась за Россией. Общественное недовольство заключенным договором приняло острую форму и сосредоточилось на гетмане Брюховецком. В то же время в Правобережной Украине выдвинулся в качестве гетмана П. Д. Дорошенко, в котором все чувствовали патриота и горячего сторонника единства Украины. Дорошенко посылал на Левобережье "прелестные" письма, которые волновали умы. Дорошенко уговаривал Брюховецкого отказаться от Москвы, обещая помочь ему стать гетманом под покровительством Турции и Крыма. Чувствуя непрочность своего положения, Брюховецкий изменил Москве и в начале 1668 года поднял против царя восстание. Но это не спасло Брюховецкого, казаки его предали, и после его гибели гетманом обеих сторон Днепра провозгласил себя Дорошенко. Епископу Мефодию Дорошенко обещал сделать его митрополитом Киевским, но не сдержал своего обещания. Митрополитом Киевским Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским) епископ Мефодий был запрещен и сослан в Уманский монастырь. Отсюда он бежал в Киев. Он обвинил киевских архимандритов и игуменов в сношениях с гетманом Дорошенко. Однако все в один голос заявили, что до тех пор, пока он был в Москве, было тихо, а волнения и бунты начались после его приезда. Воевода Шереметев счел за лучшее отправить епископа Мефодия в Москву, где он и скончался в Московском Новоспасском монастыре.
Литература:
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 570, 571. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 3, с. 80,100,102,114,125—127,134,148,149,154—158, 254, 262, 354—357, 359, 370, 371. Снегирев И. М. Новоспасский ставропигиальный монастырь в Москве. — М., 1863, с. 44. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1404. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 493.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 55.
Московский некрополь: в 3 т. — СПб., 1907— 1908. — Т. 2, с. 259.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 659—663.
Православное обозрение. — М., 1875. — Т. 5—8, с. 231—267; ноябрь, с. 475; декабрь, с. 629.
Русский архив. — М., 1901. — Кн. 1, № 2, с. 226, 236—240.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 7, с. 187, 216, 266, 269, 272, 273,275, 278—283, 286—289, 338, 346, 354, 359, 364, 370, 424, 425, 428, 429.
Яковенко С. Г. Западнорусская Церковь в последней трети XVIII в. // Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 7, с. 532—543.
Большая биографическая энциклопедия. 2009.