Мельгунов, Юлий Николаевич

Мельгунов, Юлий Николаевич

(1846—1893) — известный пианист, музыкальный теоретик и критик; окончил курс в Александровском лицее, потом посещал московскую консерваторию. Вместе с профессором Руд. Вестфалем издал "Десять фуг для фортепиано И. С. Баха" (3 изд., М., 1885), с предисловием М.: "О ритмическом исполнении фуг Баха". Концертировал в Германии и России. Главный труд М. — "Русские песни, записанные непосредственно с голосов народа" (2 вып.), с обширным предисловием к первому выпуску (1879), где впервые высказан оригинальный взгляд на строй русской народной музыки и указаны законы и особенности этого строя. Вслушиваясь в отдельные части народного хора, М. записывал каждый отдельный голос и затем, скомбинировав разные голоса, получал музыку песни в том самом виде, в каком она исполняется (гармонизируется) народом-певцом. По мнению М., в русской народной музыке хор составляется из отдельных напевов, которые каждый из участвующих голосов ведет совершенно отдельно от других. Таким образом каждый голос хора представляет собой вариацию основного напева песни, а комбинация отдельных вариаций дает общую гармонию; унисон слышится только в начале и конце песни или ритмического отдела. Ко всем почти хоровым песням приложены в сборнике М. варианты, совместное исполнение которых и составляет естественную гармонию; последнюю дают фортепьянные переложения М. Неоконченными остались труды М. по изучению ритмики общеславянской музыки и учебник ритмики. В "Этнографическом Обозрении" (кн. VI) М. напечатал статью "К вопросу о русской народной музыке" (по поводу новейших собраний народных песен); в "Трудах Этнографического Отд.", т. XI, вып. 1 ("Известия Общества Любителей Естествознания", т. 69) им редактированы вологодские песни, собранные М. Куклиным.

Ср. Миропольский, "О музыкальном образовании народа" (1882).

{Брокгауз}



Мельгунов, Юлий Николаевич

— пианист и музыкальный исследователь, род. 30 августа 1846 в г. Ветлуге (Костромской губ.), ум. 19 марта 1893 в Москве. Окончил в 1866 Александровский лицей, будучи в котором брал уроки игры на фп. у Дрейшока; 18 лет выступил уже как пианист в СПб. Изучал также теорию музыки у Лароша и около 1870 поступил в московскую консерваторию, но вскоре ушел оттуда, оставшись, однако, жить в Москве. Здесь М. сблизился с известным Р. Вестфалем, воспринял его идеи и вместе с ним издал "10 фуг для фп. И. С. Баха" (с указанием ритмического расчленения фуг по системе Вестфаля и предисловием М. "О ритмическом исполнении фуг Баха"). В 70-х годах М. и Вестфаль устроили ряд концертов в Германии (более 60) с целью практической пропаганды своих взглядов на музыкальную ритмику и метрику (М. играл Баха). Позднее М. концертировал по России с Ф. Лаубом и К. Давыдовым. Главный труд М. — "Русские песни, непосредственно с голосов народа записанные" (переложение для фп. со словами; 1-й вып., при участии Кленовского, Москва, 1879; 2-й вып., при участии П. Бларамберга, СПб., 1885). В интересном предисловии к 1-му выпуску М. излагает свои взгляды на русскую народную песню: 1) она основана главным образом на двух ладах: натуральном мажорном и натуральном минорном; 2) если она поется хором, то полифонична; гармония ее слагается из "подголосков" — самостоятельных, своеобразно контрапунктирующих друг другу напевов ("вариантов"); унисоны встречаются только в конце песни или ее ритмических отделов; встречаются и модуляции. Записав все подголоски, можно ясно видеть гармонический остов песни; этим именно способом и составлены фортепианные переложения песен в сборнике М-а. Гармония минора строится в направлении, противоположном гармонии мажора (система гармонического дуализма, позднее широко развитая Г. Риманом). 3) В мелодии отсутствуют хроматизм и энгармонизм; почти не встречаются шаги больше квинты; нет трелей, длинных гаммовых ходов, гармонической фигурации. 4) Ритмика мелодий в тесной связи со строением текста и соответствует началам древнегреческой ритмики; наиболее распространенным типом является простой период из двух предложений, но есть и всевозможные другие построения. — Позднее изданы были также 12 песен для хора М. и Бларамберга. Кроме того, М. написал: "К вопросу о русской народной музыке" ("Этнографическое Обозрение" кн. 6) и редактировал вологодские песни, собранные М. Куклиным ("Труды Этнографического Общества", т. XI, вып. 1). После М. остались в рукописи: "Руководство для правильного записывания русских песен", "О музыкальном ритме", "О законах ритма и гармонии русских песен", "Ритмика народных славянских песен", "Учебник фортепианной техники", полный перевод "Allgemeine Theorie der musikal. Rhytmik" Вестфаля, записи народных песен и др. Часть этих трудов приготовляется ныне к изданию. Некролог М. см. "Этнографическое обозрение", 1893, кн. 1.

(Э.).

{Риман}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Мельгунов, Юлий Николаевич" в других словарях:

  • Мельгунов Юлий Николаевич — музыкальный писатель (1846 1893). Окончив курс в Александровском лицее, посещал Московскую консерваторию. Вместе с профессором Руд. Вестфалем издал Десять фуг для фортепиано И. С. Баха (3 е изд., Москва, 1885), с предисловием Мельгунова: О… …   Биографический словарь

  • МЕЛЬГУНОВ Юлий Николаевич — (1846 93) российский фольклорист, пианист. Его сборники русских народных песен первый опыт воспроизведения русского песенного многоголосия …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мельгунов Юлий Николаевич — [30.8(11.9).1846, Ветлуга, ныне Горьковской области, ≈ 19(31).3.1893, Москва], русский пианист, музыкальный теоретик и фольклорист. Его сборники «Русские песни непосредственно с голосов народа записанные» (в. 1≈2, 1879≈85) явились первым опытом… …   Большая советская энциклопедия

  • Мельгунов Юлий Николаевич — (1846 1893), российский фольклорист, пианист. Его сборник народных песен  первый опыт воспроизведения русского песенного многоголосия. * * * МЕЛЬГУНОВ Юлий Николаевич МЕЛЬГУНОВ Юлий Николаевич (1846 93), российский фольклорист, пианист. Его… …   Энциклопедический словарь

  • Мельгунов Юлий Николаевич — (1846 1893) известный пианист, музыкальный теоретик и критик; окончил курс в Александровском лицее, потом посещал московскую консерваторию. Вместе с профессором Руд. Вестфалем издал Десять фуг для фортепиано И. С. Баха (3 изд., М., 1885), с… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Мельгунов, Юлий Николаевич — (1846 1893) известный пианист, музыкальный теоретик и критик; окончил курс в Александровском лицее, потом посещал московскую консерваторию. Вместе с профессором Руд. Вестфалем издал Десять фуг для фортепиано И. С. Баха (3 изд., М., 1885), с… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Мельгунов, Сергей Петрович — Мельгунов, Сергей Петрович …   Википедия

  • Мельгунов Ю. Н. —         Юлий Николаевич (30 VIII (11 IX) 1846, Ветлуга, ныне Горьковской обл. 19(31) III 1893, Москва) рус. пианист, муз. теоретик и фольклорист. В 1866 окончил Александровский (быв. Царскосельский) лицей. Игре на фп. обучался у А. Л. Гензельта и …   Музыкальная энциклопедия

  • МЕЛЬГУНОВ — Юлий Николаевич, пианист и музык. исследователь, род. 30 авг. 1846 в г. Ветлуге (костром. губ.), ум. 19 марта 1893 в Москве. Окончил в 1866 александровский лицей, будучи в котором брал уроки игры на фп. у Дрейшока; 18 лет выступил уже как пианист …   Музыкальный словарь Римана

  • Мельгунов — I Мельгунов         Николай Александрович [1804, ныне Ливенский район Орловской области, 4(16).2.1867, Москва], русский писатель. Учился в пансионе при Педагогичском институте в Петербурге (1818 20). Примыкал к «любомудрам» (См. Любомудры). В… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»