Мейер, Александр Александрович

Мейер, Александр Александрович

[10(22).09.1875—19.07.1939] — философ и историк культуры. Род. в Одессе. Домашним языком в семье М. был нем. М. воспитывался в лютеранской атмосфере, но считал себя православным. В молодости участвовал в революц. деятельности, вел агитационную и просветительскую работу. За организацию рабочих кружков был сослан в Среднюю Азию. Сотрудничал в газ. "Русский Туркестан", где стал известен сначала как марксист, а потом как критик марксизма. Вернувшись из ссылки, участвовал в деятельности Петерб. Филос. об-ва. М. знали по переводам Э.Маха, Ф.Йодля, П.Барта, Р.Штаммлера и др. Он был известен и своими лекциями по ист. филос. и религии в Об-ве нар. ун-тов. В августе 1917 М. — среди участников Всеросс. Церковного Поместного Собора (от Петрогр. Религ.-филос. об-ва). После революции принял участие в организации "Вольфилы". Был проф. и зав. кафедрой эстетики движения на Высших науч. курсах П.Ф.Лесгафта (1918—1928). Поздней осенью 1917 М. организует кружок петерб. интеллигентов "Воскресение". В этот кружок входили (в разные годы) Г.П.Федотов, А.С.Аскольдов-Алексеев, А.В.Карташев, Л.Пумпянский, М.М.Бахтин, Н.П.Анциферов и др. Это была, как вспоминает Д.С.Лихачев, "одна из наиболее значительных филос.-релит, организаций в Петербурге" (Об Александре Александровиче Мейере // ВФ. 1992. № 7. С.92). "Воскресение", благодаря братству его членов и их своеобразной религиозности, просуществовал достаточно долго (до 1929). В декабре 1928 за участие в деятельности "Воскресения" М. был арестован, а весной 1929 приговорен к расстрелу, к-рый потом заменили десятью годами заключения. (По делу "Воскресения" в 1929 был арестован и М.М.Бахтин, к-рому Соловки заменили высылкой в Казахстан; с 1929 отбывает срок в Соловецких лагерях, а затем на строительстве Беломорканала Н.П.Анциферов; аресту подвергаются Л.Пумпянский и др.). Находясь на Соловках, а затем в Белбалтлаге, М. подводит итоги своей жизни, пишет филос. работы. После освобождения живет в Калязине, где занимается переводческой деятельностью. Там же появляются его последние работы. Похоронен М. на Волковом лютеранском кладбище в Петербурге. Филос. М. является вариантом диалогич. персонализма, созвучным идеям М.Бубера и М.Бахтина. Она скорее подразумевает не созерцательность, а реальное действие. Именно этим объясняется значительность организационной деятельности в жизни Мейера. Его филос. постоянно ищет свое воплощение то в революции, то в религии. В работах по анархизму М. делает первые попытки подойти к идее личности. Но эта идея оказалась несовместимой с революц. практикой, и М. пытается обрести ее в религии. Он надеется реально воплотить ее в новом ре-лиг, сознании, к-рое определяло умонастроение его кружка. По мнению М., идея может получить свое существование лишь в диалоге и благодаря ему. "Верховное Я" своей любовью рождает в нас личность, когда мы ему открыты. Тем самым делается возможным подлинный диалог между людьми. Создание подлинного диалога — гл. цель "Воскресения". "Абсурд “множества единых”" есть формула любви и формула личности — на этой мейеровской мысли держалась вся деятельность его религ.-филос. кружка. "Абсурд “множества единых”" — тайна, к-рая невыразима рациональным языком, она предполагает либо практич. воплощение, либо символическое выражение. Перформативный символизм М. отличается от дескриптивного символизма А.Ф.Лосева и др. своей подчеркнуто персональной ориентацией, растворяющей даже само бытие в идее личности. Филос. М. является попыткой создания практич. нравств. филос., основанной на ряде христ. идей: личности, диалога, тайны. Она открыла возможности для реализации нового релпг. сознания в об-ве и обозначила границы для рационального постижения личности.

Ф.И.Гиренок,

И.Л.Дмитриева

Соч.: О смысле революции // Перевал. 1907. № 8—9; Бакунин и Маркс // Факелы. Кн.2. СПб., 1907; Выступление на докладе СААскольдова // Записки С.-Петерб. Религиозно-философского общества. Вып.1. СПб., 1908; Новое религиозное сознание // Биржевые ведомости. 1916. 28 октября. № 15889; О праве на миф // 1918. № 2; Философские сочинения. Париж, 1982; Религиозный смысл мессианизма // ВФ. 1992. № 7; Мысли про себя // Север. Петрозаводск. 1992. № 11—12; Речь [на открытии Рыбинского Религиозно-философского общества (1916)] // Контекст. 1994—1995. М., 1996.



Мейер, Александр Александрович

Род. 1875, ум. 1939. Христианский философ. Участник собраний Религиозно-философского общества (1914—1915). Активный деятель религиозно-философского кружка "Воскресение" (1920-е гг.). Автор книги "Религия и культура" (1909).


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Мейер, Александр Александрович" в других словарях:

  • МЕЙЕР Александр Александрович — (1875 1939) русский христианский философ, публицист. С 1906 в Петербурге, участвовал в собраниях Религиозно философского общества (1914 15), в 20 х гг. вместе с Г. П. Федотовым в центре религиозно философского кружка Воскресение . В 1928 35 в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мейер Александр Александрович — (1875 1939), религиозный философ, публицист. С 1906 в Санкт Петербурге, в 1920 х гг. вместе с Г. П. Федотовым в центре религиозно философского кружка «Воскресение». В 1928 35 в концлагере. Сочинение «Религия и культура» (1909). * * * МЕЙЕР… …   Энциклопедический словарь

  • Мейер, Александр Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мейер. Александр Александрович Мейер (10 сентября 1874, Одесса 19 июня 1939, Ленинград) философский, религиозный и общественный деятель в Петербурге в период 1909 1928 годов. Содержание …   Википедия

  • МЕЙЕР Александр Александрович — Александр Александрович Мейер (10 сентября 1874, Одесса 19 июня 1939, Ленинград) философский, религиозный и общественный деятель Петербурге в период 1909 1928 гг. Содержание 1 Биография 2 Сочинения 3 Литература …   Википедия

  • Мейер Александр Александрович — Александр Александрович Мейер (10 сентября 1874, Одесса 19 июня 1939, Ленинград) философский, религиозный и общественный деятель Петербурге в период 1909 1928 гг. Содержание 1 Биография 2 Сочинения 3 Литература …   Википедия

  • МЕЙЕР, Александр Александрович — (1875 1939)    российский религиозный мыслитель, публицист. Учился в Новороссийском университете, на историко филологическом факультете. За связь с революционными радикалами отбывал ссылку. С 1906 г. жил в Петербурге. Принимал активное участие в… …   Эстетика. Энциклопедический словарь

  • МЕЙЕР Александр Александрович — (10(22).09.1875, Одесса 19.07.1939, Ленинград) религиозный философ, переводчик, публицист. Учился на историко филологическом ф те Новороссийского ун та в Одессе. Несколько раз арестовывался за участие в революционных кружках. С 1906 г. в… …   Русская философия: словарь

  • Мейер — (нем. Meier, нем. Meyer)  распространённая немецкая фамилия. Мейер, Август Фридрих (1814 ?)  немецкий писатель и поэт, известный под именем Фридриха Брунольда Мейер, Адольф: Мейер, Адольф (архитектор) (1881 1929) … …   Википедия

  • МЕЙЕР —         Александр Александрович (1875 1939) религ. философ, культуролог, публицист. Учился на историко филол. ф те Новорос. ун та. С 1895 арестовывался за участие в революц. кружках, был сослан. После амнистии (1906) член Религ. филос. об ва в… …   Энциклопедия культурологии

  • МЕЙЕР — (Меуег) Ханс (род. 18 дек. 1884, Этценбах, Нижняя Бавария – ум. 30 апр. 1966, там же) – нем. философ и педагог; с 1922 – профессор в Вюрцбурге. Работал над Аристотелем, Платоном, стоиками, патристикой, Фомой Аквинским; выступил с «Geschichte der… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»